«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, Дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

«Этапы в творческой деятельности режиссера». Часть 3.


Ученые давно занимаются вопросом изучения творческой деятельности, поэтому на протяжении существования этой научной проблемы мы имеем множество схем (подходов) этапов творчества.
Б.А. Лезин(литературовед, получил премию им. А. Потебни. Редактор и издатель сборников "Вопросы теории и психологии творчества" )[Википедия] писал о трех этапах (стадий): труд, бессознательная работа и вдохновение. Труд – это есть накопленная информация, которая стимулирует бессознательную работу и вдохновение. Бессознательная работа – это отбор типичного, а вдохновение – это переход информации из бессознательной в сознательную сферы с готовностью к выводу.
П. К. Энгельмейер(первый философ техники в России, автор целого ряда трудов, являющихся классикой философии техники.) разделил творческую деятельность на три раздела:
1. Желание и интуиция (происхождение замысла);
2. Знание и рассуждение, выработка схемы (плана);
3. Умение, конструктивное выполнение.
«В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, а в третьем — осуществляется», — пишет П. К. Энгельмейер. [Понятие и определения творческой деятельности (творчества). Творческая деятельность «головы» и «рук» http://docsinf.ru/docs/3/index-354182.html?page=2];
П. М. Якобсон (советский психолог, известен как специалист в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества)писал о семиэтапах:
1) период интеллектуальной готовности;
2) усмотрение проблемы;
3) зарождение идеи — формулировка идеи;
4) поиск решения;
5) получение принципа изобретения;
6) превращение принципа в схему;
7) техническое оформление и развертывание изобретения.
Ганс Селье (врач по образованию, основоположник учения о стрессе, биолог с мировым именем, эндокринолог, патофизиолог, директор Института экспериментальной медицины и хирургии) [Википедия] тоже считал, что творческая деятельность делится на 7 стадий, и расписал их, как появление новой жизни:
1.Любовь или, по крайней мере, желание;
2.Оплодотворение;
3.Созревание;
4.Родовые схватки;
5.Рождение;
6.Обследование;
7.Жизнь.
Похожие на Г. Сельеэтапыу зарубежных авторов, таких как А.Пуанкаре (французский математик, механик, физик, астроном и философ) [2] и Ж.Адамару (французский математик и механик) [Википедия]. Но у них внесены существенные изменения относительно процессов.
Этапы творческой деятельности по А.Пуанкре:
1.Подготовительный период;
2.Инкубационный период;
3.Озраение;
4.Проверка.
Этапы творческой деятельности по Ж.Адамару:
1.Постановление научной проблемы;
2.Инкубация;
3.Озарение;
4.Логическая подборка.
Первым, кто показал роль инкубации, как процесса, был Г. Уоллес (психолог):
1.Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения;
2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет;
3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи;
4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.
По мнению Дж. Россмена технология творчества состоит из 7 этапов:
1.Усмотрение потребности или трудности;
2. Анализ потребности;
3. Просмотр доступной информации;
4. Формулировка всех доступных объективных решений;
5. Критический анализ этих решений;
6.Рождение новой идеи в тех случаях, когда рассматриваются все решения и, если решений нет, то переходит к реализации новой задачи решения.
Существует 3 стадии решения творческой задачи по Г.С. Альтшуллеру (автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.)[Википедия]:
1.Аналитическая стадия;
2.Оперативная стадия;
3.Синтетическая стадия.
Советский психолог Я.А. Пономареву выделили четыре фазы творческого:
1.Сознательная работа (уровень логического мышления) особый вид деятельности как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи;
2. Бессознательная работа – связанная с работой интуитивно – эвристического сверхсознания, на поиск идей разрешения творческой задачи. Ментальная работа над творческой задачей и инкубация основных направлений - идей процесса решения творческой задачи;
3. Переход от бессознательного в сознательное - рассматривается как озарение \ вдохновение. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения творческой задачи, в первичном варианте идея поступает в гипотетической форме как некая гипотеза, оформляющаяся в некоторое решение;
4. Сознательная работа - на сознательном уровне происходит развитие и конкретизация поступающей идеи, окончательное развитие и доработка идей до конкретной схемы реализации.
Итак, итогом служит выделение уровней:

- бессознательного;

- осознанного;

- сверхсознания.[«Психология творчества» Пономарев Я. А. М., 1976]
Все эти системы имеют право на существование. Но творческому человеку важно выделить для себя один из предложенных вариантов и в дальнейшем следовать его структуре.
Если объединить все формы, выведенные учеными в разных областях, то можно выделить самые главные моменты, их последовательность и составить свою схему:
1.Осознание и формулировка проблемы;
2. Подготовка: первая догадка, предчувствие;
3. Поиск решения, перебор вариантов;
4.Фрустрация (переживание препятствия, которое воспринимается как непреодолимое);
5. Инкубация;
6. Инсайд (озарение);
7. Разработка, приведение в форму;
8. Проверка.


Этапы творческого процесса в деятельности режиссера
Теперь рассмотрим этапы творческого процесса в деятельности режиссера.
За основу возьмем режиссера кинематографиста.
Режиссер, как человек творческий, опытный и образованный, впитывает в себя информацию из совершенно разных источников, будь то телевидение, разговоры на улице, рассказы знакомых, прочитанная литература, рекламные вывески и многое другое. Отсюда и появляется то, что называется замыслом, или темой. Это начало начал.
Замысел можно определить, как более или менее неясную и сильную поэтическую интуицию будущего еще несозданного художником произведения в целом.[Википедия]
Именно поэтому, замысел, или выбор темы, - это первый этап в творческой деятельности режиссера.
После поиска замысла (темы) своего будущего произведения начиняется второй этап. Это формулировка идеи (проблемы).
Многие начинающий режиссеры путают тему и идею. Тема она намного шире идеи, и отвечает на вопрос «о чем?», а идея это то, что хотел сказать автор.
Третий этап - подготовительный. Его можно разделить на подпункты (если это не обходимо). В подготовительном этапе, режиссер вынашивает свою идею, он может набросать план будущего произведения, наметить основные линии, характер персонажей, места, т.е. на этом этапе начинается формирования форм замысла, проявление характера будущего творения, поиск информации, ее сбор и т.д.
Второй подпункт: поиск решений. На этом этапе необходимо написание синопсиса (заявки) будущего произведения, написание сценария. Режиссер должен четко представлять концепцию, структуру своей работы, персонажей и другие детали. Он должен иметь творческое воплощение своей идеи не только в голове, но и на бумаге.
Синопсис – это краткое изложение.
Сценарий – это литературное произведение.
На этом этапе может возникнуть фрустрация. Режиссер может испугаться, потерять мысль, потерять вдохновение, не находить выхода. Но, как правило, своими силами или с участием третьих лиц, или другим иным способом (у каждого творческого человека свой выход) этот этап может перейти в стадию инкубации (выжидания), которая в последствии переходит винсайд (озарение).
Дело в том, что, как правило, хороший замыслы не забываются, они хранятся в голове и ждут своего часа. Именно поэтому многие режиссеры (другие творческие деятели) советуют записывать свои мысли (свой замысел, идею, решение) на бумагу, чтобы в любой момент озарения можно было вернуться к своей работе.
Но, это не значит, что фрустрация, инкубация и озарение будут точно в таком порядке или вообще будут. Как правило,есть работа под эфир (телевидение), работа, которая обременена временными рамками. Тогда времени на эти этапы элементарно нет, а иногда и сама творческая задача этих этапов не требует.
Озарение может прийти и в момент постановки проблемы.
После того, как подготовительный период будет закончен, вся информация собрана, все решения найдены, начинается период разработки. Это непосредственно подготовка к съемкам, постановкам. На этом этапе пишется режиссерский сценарий, раскадровка и многие другие документы. Это репетиции, поиск участников съемочного (или другого) процесса, поиск места действия, декораций и других аудио-визуальных решений. Поэтому этот шаг можно так же назвать этапом приведения в форму.
Следующая стадия - проверка. На ней режиссер должен все проверить и быть полностью уверенным, что воплощение его произведение пройдет успешно.
Как правило, творческая деятельность режиссера на этом не заканчивается.В этот момент начинается следующий блок этапов, который называется съемочный период. В этот период режиссер должен проводить съемку на площадке (на месте действия), следить за деятельностью съемочной группы, за работой актеров или реальных героев, вносить корректировки в уже имеющийся съемочный план (режиссерский сценарий, съемочный план и другие).
При этом режиссер постоянно взаимодействует со сценаристом, монтажером (часто фильмы монтируется сразу, по уже отснятым эпизодам), композитором и т.д.
После того, как все будет отснято, начинается монтажно-тонировочный период. К началу монтажно-тонировочных работ режиссёр-постановщик, используя черновой монтаж, выполненный во время съемок, уточняет монтажный ритм фильма, последовательность сцен и монтажные переходы между ними, проверяет метраж фильма и дает указания о проведении окончательного монтажа. Некоторые режиссёры-постановщики параллельно со съемками ведут окончательный монтаж фильма, что дает возможность закончить производство фильма почти одновременно с окончанием съемок.
В монтажно-тонировочный период режиссёр-постановщик вместе с прикрепленной бригадой монтажного цеха заканчивает монтаж фильма, начатый ещё во время съемок. На этой стадии в их распоряжении имеется все отснятое изображение, фонограммы синхронных записей, речевого и шумового озвучения, записанная музыка и надписи. Монтажный цех предоставляет в распоряжение группы звукомонтажные столы и синхронизаторы. В результате проведения монтажных работ кинофильм должен быть подготовлен к озвучению и перезаписи. [«Психология творчества» Пономарев Я. А. М., 1976]
Далее начинается период озвучения фильма. Это может быть как переозвучка, наполнение фильма шумами,так и просто поиск музыкального оформления.
И последний период это пост-продакшен (тиражирование фильма), отправка на фестивали и многое другое, в зависимости от изначально поставленных задач.Часто имеется человек, который выступает в роли продюсера и отвечает за дальнейшую судьбу фильма. Но и сам режиссер может выступать в роли продюсера сам. И поэтому пост-продакшен, это тоже своеобразный психологический этап для режиссера(если ему не безразлична судьба своего произведения). На этом этапе, как правило может наступить момент разочарования, или же наоборот радости, фильм может разонравиться, надоесть.
Во время этапов постановочного, монтажно-тонировочного, озвучения режиссер сталкивается с массой проблем. В эти моменты он так же может столкнуться с фрустрацией и озарением.
И так, этапы творческой деятельности режиссера:
1. Зарождение замысла, темы
2. Выявление идеи, проблемы
3. Подготовительный период:
а)первые решения
б)написание синопсиса, сценария
в)фрустрация
г)инкубация
д)инсайд
е)окончательный сбор информации и разработка
ж)проверка
4. Съемочный период:
а)доработка
б)фрустация
г)озарение
5.Монтажно-тонировочный период
а)фрустрация
б)озарения
6.Озвучание
а)фрустрация
б)озарения
7. Тиражирование


Этапы работы режиссера массовых мероприятий
Массовый праздник - это форма реализации одной из ведущих потребностей личности, потребности в общении. [«Теория кино» Алан Розенталь]
Создать массовый праздник можно при целенаправленной косплексной подготовке и целевой подготовке. Массовое мероприятие должно быть приурочено, как к какой-то теме (дате, событию и т.д.). Во главе стоит организатор, режиссер мероприятия.
Разделяют три этапа при создании массового мероприятия:
1 – этап – подготовительный, когда осуществляется ряд мер с целью отбора материала и подготовки аудитории праздника.
2- этап – создание сценария массового праздника.
3 – этап- проведение самого праздника.
На первом этапе режиссер ищет замысел, тему, идею своего мероприятия, занимается поиском информации и ее отбором.
После этого наступает второй этап – создания сценария.
Когда режиссер уже знает, каким будет праздник, а именно: какие эпизоды, их последовательность, исполнители, решение сценического пространства, оформление, свет, музыка и т.д. – можно начинать репетиции. Репетиция – творческий процесс не только для исполнителей, но и для самого режиссера. Следя за происходящим на сцене режиссер не только проверяет правильность поведения исполнителей, но и мысленно соотносит получающееся с задуманным, ищет наиболее выразительные краски, мизансцены и т.д. именно это творческое режиссерское состояние создает ту благодатную почву, на которой во время репетиций рождаются более яркие решения чем те, которые были найдены на первых этапах создания режиссерско-постановочного плана праздника. Разумеется, что к каждой репетиции и режиссер и постановочная группа должны готовиться: знать, что они будут делать, чего добиваться от участников, исполнителей, сегодня, здесь, сейчас.
И только после этого наступает третий этап – проведения праздника.


Этапы работы режиссера театра
В театре режиссер занимается организацией творческого и технического процесса подготовки спектакля.
Первым этапом режиссерской работы выделяется рождение общего замысла (темы) и создание сценария (часто – совместно с драматургом).
Второй этап – подготовительный. Этоформирование постановочной группы, определение кандидатуры художника-сценографа, художника покостюмам, композитора, балетмейстера (при необходимости также – ассистента режиссера; художника по свету; постановщика сценического движения, драк и боев; хормейстера; автора текстов песен и т.д.). Одновременно режиссер определяет актеров-исполнителей (т.е., производит распределение ролей) и назначает помощника режиссера, отвечающего за техническую организацию репетиционно-постановочного процесса и фиксацию всех этапов работы над спектаклем. То есть на этой стадии происходит поиск решений, перебор вариантов.
Режиссер театра, так же вынашивает идею, и переживает фрустрационный, инкубационный период и период озарения, как и другие творческие деятели.
Задача режиссера – добиться целостности всех компонентов, объединяя их в едином творческом решении.
Следующий этап это разработка, приведение в форму. Режиссер театра координирует и контролирует деятельность всей постановочной группы (с художниками – создание макетадекораций и эскиза костюмов; с композитором – определение общей концепции музыкального оформления спектакля; со специалистами по движению – разработка пластической партитуры спектакля; и т.д.). Сюда же входит подготовки спектакля – репетиции, работа режиссера с актерами.
После этого идет этап проверки, анализа созданного театрального произведения.
И последний этап показа. Нельзя сказать, что на этом этапе режиссер театра может успокоиться, нет, на этом стадии он может корректировать свою работу и работу своей творческой группы.
К тому же работа с людьми требует постоянного контроля.
Исходя из этого понятно, что режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий – от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций; от досконального знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности театра до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения и умения создавать благоприятную психологическую атмосферу в постановочном коллективе до практических навыков педагогической и научной деятельности, необходимых в изучении сценической истории выбранной пьесы и в работе с актерами, и т.д.


ВЫВОДЫ
1. Творчество может иметь совершенно разный характер, разных создателей, но оно должно преследовать важную цель - создания качественно нового.
2. Воля помогает развитию творческой личности и его творению. С помощью позитивной и сильной воли режиссер (творец) способен справиться с переживаниями, препятствиями намного быстрее, когда человек со слабой волей может совсем не справится с этим.
3. Разновидностей профессии режиссера много, но их объединяет особенности личных качеств, характерных специалисту режиссуры, особенности создания своего творческого замысла и прохождение идентичных этапов деятельности в работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я затронула важные элементы творчества, и с помощью этой информациисмогла проанализировать деятельность режиссера, и выявить этапы его работы.
В итоге, я пришла к выводу, что любая творческая деятельность, какая бы она не была, должна стремиться кединственно важному – это созданию нового. Если этого не происходит то все этапы, которые проходит режиссер, не принесут никого плода.
Оказалось, что творческая деятельность может быть обманчива. Мы можем сами себя разводить, думая, чтомы творцы, но в итоге проходя все этапы производства мы не получим ничего нового, ничего того, что можно было бы назвать «искусством». Поэтому помимо самостоятельно творческих этапов, в профессии режиссера, необходимо включить этап, на котором он сможет не только анализировать свою работу, но и давать оценивать ее другим людям. Особенно это касается начинающих специалистов.
Еще один важный фактор, который поможет пройти все этапы деятельности режиссера, это личные качества специалиста, как психо-физиологические, так и умственные.
И из этого выходит еще один вывод: необходимо обязательно учится профессии! Опытные специалисты - педагоги помогут раскрыть потенциальные качества, направят в нужном направлении.


Автор статьи Юлия Быстрикова
Теги: кино, психология творчества, режиссер, творец, творческая сила, творчество, этапы в творческой деятельности режиссер, этапы творчества

Возврат к списку