«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, Дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

Орлова и Александров.







115 лет назад, 11 февраля 1902 года родилась Любовь Орлова — самая популярная актриса советского кино 1930-1940-х годов. Её можно назвать первой советской «звездой» — особенно хорошо у Орловой получались роли в кассовых музыкальных фильмах. Позднее кинокритики нашли сходство между образами Орловой и великой немецко-американской актрисы Марлен Дитрих. Возможно, именно Дитрих
и вдохновляла режиссёра Александрова, мужа Орловой.

Народная артистка СССР (1950)
Лауреат Государственных премий СССР (1941, за участие в фильмах «Волга-Волга» и «Цирк»)



Любовь Орлова родилась 29 января 1902 года в Звенигороде.
Ее мама - Евгения Николаевна Сухотина была родом из тульского семейства, которое приходилось отдаленной родней графу Льву Толстому. Бабушка Любы служила фрейлиной у одной из сестер императора. Ее отец - Петр Федорович Орлов был мелким акцизным чиновником в военном ведомстве, был знаком с Шаляпиным, и иногда пел с ним романсы на даче Собинова. Сам Федор Шаляпин, часто гостивший в семье Орловых, увидев, как в одном из домашних спектаклей семилетняя Люба играла репку, расчувствовался и, взяв девочку на руки, сказал, что она будет замечательной актрисой. В детстве Люба виделась со Львом Толстым, который подарил ей книжку «Кавказский пленник» с надписью: «Любочке от Льва Толстого». Эту книгу Орлова позже очень берегла, и всегда держала ее в своем доме под стеклом.
К сожалению, отец Любы был азартным игроком, проиграл в карты семейное имущество и три небольших имения, которые кормили семью. Сама Любовь Петровна редко вспоминала о своем детстве, которое прошло в небольшом имении матери в Звенигороде. Известно, что она ходила в гимназию, а ее семья, окончательно потеряв все имущество после революции, перебралась к тетке в подмосковный Воскресенск. Люба посещала московскую гимназию у Никитских ворот, где начала получать музыкальное образование, и занималась у преподавателей по классу рояля композиторов Гедике и Гольденвейзера. Революция не позволила ей поступить в консерваторию, но у Орловой был прекрасный природный слух, и она великолепно играла на фортепиано. Некоторое время это спасало ее от голода, так как она работала тапером в кинотеатрах.




В годы Гражданской войны Орлова изуродовала себе руки, несколько лет возя в любую погоду в Москву тяжелые бидоны с молоком для продажи. Именно по этой причине позже в фильмах редко были видны руки актрисы. От мороза у нее воспалились суставы, и следы от этого заболевания остались на всю жизнь. Но выход замуж изменил жизнь Орловой. Ее первого супруга звали Андрей Гаспарович Берзин, он был старше нее на 10 лет, являлся членом партии, был по специальности агрономом и служил в Наркомате земледелия, где занимал высокую должность заместителя наркома. Женившись на Любе, он перевез всю семью Орловых в свою квартиру в Хохловском переулке. Берзин был одним из тех борцов за идею, которые сидели и на царской каторге, а потом попали и на сталинскую. Он был арестован в 1929 году, и Орлова ничего не знала о его судьбе до конца сороковых годов.




В 1926 году Любовь Орлова поступила в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, куда ее приняли сначала хористкой, а позже зачислили в кордебалет. Однажды Немирович-Данченко предложил ей роль Герсильи в оперетте «Дочь Анго». Роль состояла из слов: «Да, гражданка! Нет, гражданка! Слушаюсь, гражданка». Но Орлова была умна, тактична, мало говорила, умела слушать, и вскоре в ее репертуаре появилась роль Периколы в оперетте Оффенбаха, а потом роль Серполетты в оперетте Планкетта «Корневильские колокола».





Она так же пела на маленьких концертах перед началом киносеанса в кинотеатре «Арс», помещение которого сейчас занимает театр имени Станиславского. Однажды к ней за кулисы пришел администратор, рядом с которым шел молодой человек. Он представился: «Александров!» В тот момент режиссер искал актрису на роль в фильме «Веселые ребята», и пришел специально посмотреть на Орлову, которую до этого видел в «Периколе». Александров обратил внимание, что Орлова хорошо поет, двигается и танцует, а сама актриса практически сразу в него влюбилась. Позже Орлова призналась племяннице: «Я увидела золотоволосого голубоглазого бога, и все было кончено». Орлова была утверждена на роль Анюты, и подписала трудовое соглашение, не обратив внимание на сумму гонорара, который ей полагался за съемки в «Веселых ребятах». Когда одна из подруг указала Орловой на скромность вознаграждения, актриса ответила: «Да такую роль я и бесплатно готова играть». Ей не хотелось произвести на Александрова впечатление склочной и жадной дамочки.




Александров в тот момент был женат, его супруга была очень приятная женщина, работала актрисой в Музыкальном театре, и у них был сын Василий, позже переименованный в Дугласа в честь Дугласа Фэрбенкса. Сам Александров был всегда элегантен, талантлив, очень остроумен, музыкален, играл на гитаре, рисовал и знал несколько языков. Благодаря дружбе с Эйзенштейном Александров в те годы выезжал за границу - был в Америке, в Мексике, в Голливуде, в Париже, Женеве и Берлине. Он общался с Диснеем, Чарли Чаплином, обожал Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд. Любовь Орлова тоже была несвободна - у нее был роман с австрийским инженером.




Роман Александрова и Орловой начался на съемочной площадке «Веселых ребят», и жена сразу же ушла от Александрова, позже выйдя замуж за актера Бориса Тенина. А Александров страстно мечтал сделать из своей жены настоящую кинозвезду, и дальнейшая жизнь Орловой была навсегда связана только с кино и с Александровым. Они до конца жизни называли друг друга на «вы», никогда не повышали друг на друга голос, и были очень красивой парой. Белокурой ее сделал тоже Александров — в жизни Люба Орлова была темной шатенкой.




Он звал ее Чарли, а она его - Спенсер, в честь Чарльза Спенсера Чаплина, которого они оба обожали. Александров создал образ Орловой в кино по образцу Марлен Дитрих. В «Веселых ребятах» у нее был знаменитый цилиндр - и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой черный парик и остается блондинкой - у нее половина головы черная, а половина платиновая, - это тоже кадр из фильма с Марлен Дитрих.
К сыну Александрова Дугласу Орлова относилась спокойно, не вмешивалась в его воспитание, и это устраивало Александрова, который сам сыном тоже занимался мало. У самих Александрова и Орлова детей не было. Однажды Александрова, уже после смерти Орловой, спросили, почему так получилось, и он ответил: «Сначала она не хотела, а потом не могла». Возможно, причина была в том, что это был слишком большой риск для ее внешности и карьеры, важнее которой для нее ничего не существовало.
Когда был построен первый дом МХАТа в Глинищевском переулке, Орлова и Александров получили в нем квартиру. А в 1937 году они построили во Внуково очень красивую дачу. Это был один из самых элегантных домов в Советском Союзе, в котором многое было сделано руками самой Орловой. Ткани и мебель она привозила из-за границы и была очень хорошей хозяйкой. Ее дом славился феноменальной чистотой и порядком. Она всегда следила, что делают ее домработницы и сама прекрасно готовила.




Судьба фильма «Веселые ребята» поначалу сложилась не очень удачно. Мюзикл показался чиновникам от культуры явлением, чуждым советской действительности, однако фильм посмотрел Горький и порекомендовал его Сталину. Тот во время просмотра фильма много смеялся и сказал: «Словно в отпуске побывал...» Орлова стала любимицей Сталина. «Светлый путь» - единственный фильм, который позже не понравился вождю, и он сказал Александрову: «Вы уж слишком вылизываете советскую реальность. Вы перед ней стелетесь. Раньше вы развлекали, а теперь вы угождаете». Однако Александров стал Заслуженным деятелем искусств, а Орловой был вручен орден Трудового Красного Знамени.




После триумфального успеха «Веселых ребят» Орлову пригласили в Кремль, и Сталин спросил ее о каком-нибудь желании. Любовь Петровна ответила: «Я хочу узнать о судьбе моего первого мужа». На следующий день ее пригласили на Лубянку: «Ваш первый муж отбывает ссылку. Если хотите, вы можете с ним воссоединиться». Она поблагодарила за информацию и ушла. Позже на одном из приемов, посвященных фильму «Цирк», Сталин сказал Александрову: «Смотрите, не обижайте ее! Обидите - мы вас расстреляем!» Любовь Орлова стояла рядом и улыбалась. После «Цирка» было дано указание одобрять все фильмы Александрова, и одновременно началось восхождение Орловой на Олимп славы. С этого момента зрители «под Орлову» стриглись, вырабатывали походку и улыбку, и шили ту же одежду, которую носила актриса. Которую, тем временем, обшивала известная в то время портниха Варвара Данилина, одевавшая только трех человек: кинозвезду Любовь Орлову, актрису Марию Бабанову и прима-балерину Большого театра Ольгу Лепешинскую. Кроме нее, для Орловой шили Надежда Ламанова и Елена Ефимова, у которой одевались Марина Ладынина и Людмила Целиковская. При этом нужно отметить, что и сама Орлова прекрасно шила, а зрители ее боготворили в любом наряде. Не было другой актрисы, которая бы пользовалась такой страстной любовью у своих поклонников. Во время любых гастролей публика ходила за ней по пятам. В конце 1930-х годов у нее был концерт в Ленинградской филармонии, и в это же время в Ленинграде проходили гастроли МХАТа. Машина, отвозившая после спектакля в гостиницу «Европейская» артистов Художественного театра Москвина, Тарханова и Аллу Тарасову не могла проехать из-за тысячной толпы. Актеры спросили: «Что случилось?» Милиционер им ответил: «Вам надо выйти из машины, дальше вы не проедете. Здесь люди ждут, когда выйдет Любовь Орлова». Москвин помолчал, улыбнулся и сказал: «Синема!»





Несмотря на совершенно сумасшедшую популярность, Орлову отличали трезвость мысли, спокойствие, терпение и поразительный такт. Она прекрасно понимала уровень работ Александрова, его характер, страсть к первенству, стремление создать что-то необычное, склонность к эксцентрике и никогда не вмешивалась в конфликты Александрова, которых у него было предостаточно. Александров не пользовался уважением в своей среде. Дважды строчка «Сценарий Григория Александрова» в его фильмах появлялась неоправданно: Николай Эрдман, сценарист «Веселых ребят», был арестован, с титров «Цирка» выступившие в качестве сценаристов Валентин Катаев, Ильф и Петров сами сняли свои имена. Другая неприятная история произошла с Утесовым. Первые звания Заслуженных деятелей искусств РСФСР получили кинорежиссеры Протазанов, Кулешов, Эйзенштейн и актриса Любовь Орлова. А Леонид Утесов получил только фотоаппарат, и высказал свою обиду Александрову. В результате в 1959 году, когда фильм вышел вторично на экраны, Александров заменил голос Утесова в фильме, и песни за Утесова спел мхатовский артист Трошин. Лишь позже был восстановлен первоначальный вариант ленты, и сейчас зрители смотрят «Веселых ребят» в первоначальном виде с голосом Леонида Утесова.





Орлова настолько самоотверженно была предана своей профессии, что иногда не обращала внимания на травмы во время работы. После того, как картина «Цирк» получила «Гран-при» на Международной выставке в Париже в 1937 году, Галина Шаховская, балетмейстер, ставившая Орловой танцы в ее фильмах, вспоминала, что знаменитый номер на пушке был снят с одного дубля. Для съемки танца изготовили специальную пушку, вернее только верхнюю ее часть со стеклянной площадкой, закрывающей жерло. Прожектор, подсвечивающий снизу эту площадку, установили настолько мощный, что стекло начало быстро греться. Любовь Петровна, ничего не подозревая, безукоризненно исполнила танец и, как и было заранее предусмотрено, напевая, присела на раскаленную пушку. Актриса ничем не выдала себя, но после съемки ее увезли в больницу с ожогом третьей степени.




Премьера фильма «Цирк» состоялась в открытом зеленом театре в парке имени Горького на двадцать тысяч мест, и туда пришлось вызывать конную милицию — столько было желающих посмотреть фильм. После премьеры «Цирка» владевшая тремя языками и элегантная Любовь Орлова стала лицом СССР на Западе, в сопровождении мужа часто ездила за границу, побывала в Каннах, Венеции, Риме, Берлине, Женеве и Париже. У нее появились известные знакомые - Луи Арагон, Эльза Триоле, Пикассо и Жерар Филип.
В Париже продолжилось увлечение Орловой модой. Она отовсюду привозила огромное количество дорогих, самых современных туалетов. Ее хорошая подруга Фаина Раневская шутила, что моль не может съесть туалеты в гардеробе Орловой, потому что моли там просто негде поместиться — так там все забито одеждой. В конце жизни Фаина Георгиевна рассказывала, как ее домработница, воспользовавшись тем, что Любовь Петровна засиделась в гостях у Раневской, решила пойти на свидание в роскошной шубе Орловой. Когда актриса собралась домой и обнаружила пропажу шубы, то не стала поднимать скандал, а вернулась и проговорила с хозяйкой дома до возвращения домработницы. «Сказать, что Орлова — добрый человек, — заметила тогда Раневская, — это все равно что признать, будто Лев Толстой — писатель не без способностей».




«В одном провинциальном городке, — рассказывал автор одной из книг об актрисе Дмитрий Щеглов, — женщина проводила на войну мужа и двух сыновей. И в честь каждого недалеко от дома посадила по тополю. Деревья прижились. А сыновья и муж погибли. Тополя растут быстро. У каждого было имя, повадки и голос, который женщина узнавала, когда налетал ветер. Прошло время, тополя стали совсем большими, они закрывали дом от дороги, от летевшей с нее пыли. Никакой другой пользы от них не было. Это женщине объяснили те, кто пришел к ней с топорами и пилами: дорогу расширяли, тополя надо было уничтожить. Но она знала, что когда начнут рубить, сердце у нее разорвется. Об этом она и написала в своем письме актрисе. А через несколько дней в город приехала Орлова. После концерта она показала местным бонзам, устроившим ей грандиозный по районным масштабам прием письмо вдовы, и все решилось за пару минут. Тополя оставили в покое».
Вслед за «Веселыми ребятами» и «Цирком» киногруппа Александрова начала в 1938 году работу над новой кинокомедией «Волга-Волга». «Это мое режиссерское счастье, что в фильме «Волга-Волга» снималась Любовь Орлова, которая могла делать все, — писал в своей книге Григорий Александров. — В роли Стрелки Любовь Орлова во всем блеске раскрыла замечательные качества своего дарования — умение сочетать эксцентрически комедийный внешний рисунок роли с подлинным лирическим чувством, с правдой человеческих переживаний».
В следующей картине Александрова «Светлый путь», снятой в 1940 году, Орлова создала образ пришедшей на завод трогательной и жизнерадостной деревенской девушки. Сохранились записки Любови Петровны о том, как она готовилась к съемкам в роли Тани Морозовой. «...Я успешно сдала техминимум, — рассказывала актриса, — и получила квалификацию ткачихи. Быстрому освоению профессии помогло то, что я занималась не только на уроках. Ткачиха должна обладать очень ловкими пальцами, чтобы быстро завязывать ткацкий узел; достигается это путем длительной тренировки. И я отдавала этой тренировке все свое время. В сумке я всегда носила моток ниток, как другие женщины носят вязанье. Я вязала ткацкие узлы всегда и всюду. Такими узлами я перевязала дома бахрому скатертей, полотенец, занавесей...»
После того, как началась война, в 1942 году Александров снял в Баку фильм «Одна семья». Киногруппа работала днем и ночью, люди спали в павильонах по три-четыре часа в сутки, пытаясь закончить картину как можно скорее, и веря в то, что она нужна зрителям. Но фильм явно не получился. А в 1947 году Орлова снялась в фильме «Весна». После роли в этой картине у Орловой была в кино всего лишь одна интересная работа в кино в фильме «Встреча на Эльбе», где она сыграла шпионку Джоан Шервуд.





Из-за отсутствия ролей в кино Орлова начала играть в Театре имени Моссовета. За двадцать лет службы в нем она сыграла шесть ролей. В пьесе Константина Симонова «Русский вопрос» она исполнила роль Джесси, потом в очередь с Серовой в пьесе Горького «Сомов и другие» играла роль Лидии. Так же она с успехом играла в пьесе Сартра «Лиззи-Маккей» и в «Милом лжеце», где ее партнером был Ростислав Плятт. Некоторое время она играла в пьесе Ибсена «Нора», но ее вскоре заменили на молодую Ию Савину. Орлова не пришла на премьеру, но прислала огромный букет цветов с запиской: «Hope от Норы». Ее последняя роль была в пьесе «Странная миссис Сэвидж», где она играла после Фаины Раневской. Она была очень хороша, изящна, обворожительна на сцене, хотя ей было более шестидесяти лет. В театре ее очень любили и называли Любочкой, что ей чрезвычайно нравилось. Орлова все время следила за собой, всегда выглядела элегантно, хотя подчас ей это стоило изрядного напряжения сил. Она не старела, до последних дней сохраняла отличную фигуру. Следила, чтобы талия была не больше 43 сантиметров.




Жан-Поль Сартр, побывавший летом 1962 года на 400-м представлении своей пьесы в Театре имени Моссовета, заявил журналистам: «Меня особенно восхитила талантливая игра Любови Орловой. После представления я сказал актрисе, что я в восторге от ее игры. Это не был пустой комплимент, — подчеркнул писатель. — Любовь Орлова действительно лучшая из всех известных мне исполнительниц роли Лиззи Мак-Кей».
В 1960 году Александров снял фильм «Русский сувенир», в котором сыграла Орлова, но фильм был беспощадно раскритикован в прессе. После «Русского сувенира» Орлова сыграла так же в фильме «Скворец и лира». Он был запущен в производство в юбилейный год для Орловой и Александрова - им исполнилось семьдесят лет. Но двухсерийная картина о советских разведчиках, созданная в сотрудничестве с кинематографистами Чехословакии и ГДР, так и не вышла в прокат, несмотря на большие средства, затраченные в процессе съемок. По одной версии, фильм оказался не ко времени, и его запретило правительство – ведь начался процесс налаживания отношений с ФРГ и США, и лента могла произвести негативное впечатление на общественность этих стран. По другой, фильм оказался настолько беспомощным и неудачным, что даже видавшее виды начальство развело руками. По третьей версии, «Скворца и Лиру» не пропустило КГБ по причине того, что Александров ненароком выдал какие-то сверхважные тайны советской разведки. По четвертой версии, картину закрыла сама Любовь Петровна, увидевшая себя на экране. Во время съемок было много ухищрений, чтобы никто не догадался, что популярной актрисе семьдесят два года. Но ювелирная работа гримеров и осветителей, руки дублерши в кадре, комбинированные съемки положения не спасли. Говорят, посмотрев эту ленту, Любовь Петровна заплакала. Фильм тихо положили на полку, и чтобы ветеранам было не так обидно, пышно отпраздновали очередной юбилей «Веселых ребят». Александрову присвоили звание Героя социалистического труда. Было очевидно, что слава Орловой в прошлом, и впереди у нее была лишь спокойная старость. За 40 лет творчества Орлова снималась почти всегда у своего мужа.




В последние годы жизни Орлова с Александровым терпеливо ушли в тень, не напоминая о своем славном и великом прошлом. Они вели очень размеренный образ жизни, иногда выезжали за рубеж. Она по-прежнему следила за собой, посещала хирургов-пластиков, каждый день занималась у балетного станка. Орлова любила отдыхать на даче в подмосковном Внуково, где жили Василий Лебедев-Кумач, Исаак Дунаевский, Леонид Утесов и Фаина Раневская. На участке Игоря Ильинского она часто играла в теннис. Среди близких знакомых Орловой были балетмейстер Галина Шаховская, семья Анисимовых-Вульф.




На первый взгляд открытая, улыбчивая и вполне доступная, Любовь Петровна никогда и никого не пускала в свою частную жизнь. Когда в Праге на съемках «Весны» Орлова попала в автомобильную аварию, она не позволила навещать себя в больнице никому, кроме мужа. Свою первую пластическую операцию, подтяжку лица, Любовь Петровна сделала еще в 1946 году, готовясь к съемкам. Через год на Международном фестивале в Венеции Орлова разделила с Ингрид Бергман премию, присуждаемую лучшей актрисе года. «Если бы не железный занавес, ее бы носил на руках весь мир», – сказал однажды кинорежиссер Карен Шахназаров.




В день рождения Александрова, 23 января 1975 года, Любовь Петровна Орлова потеряла сознание. Она попала в больницу, где у нее начались боли в почках, и Орлова считала, что у нее обнаружились камни. Однако настоящий диагноз оказался куда страшнее - рак поджелудочной железы. Врачи обнаружили метастазы и рассказали всю правду Александрову, который попросил их ничего не говорить жене. «Пусть думает, что у нее камни». Врачи так и сделали и для убедительности вручили актрисе камни, извлеченные во время операции у другого пациента. В один из дней она попросила привезти в палату балетный станок, у которого привыкла начинать каждый свой день. Александров привез станок, и его умирающая супруга по полтора часа в день занималась гимнастикой, стоная от боли. «Абсолютно не боюсь умирать. Я устала жить», — как-то сказала Орлова знакомой, пришедшей навестить ее в больницу. А потом добавила, что прекрасно знает, что у нее на самом деле.
Любовь Орлова скончалась 26 января 1975 года.
На похоронах на Новодевичьем кладбище были огромные толпы людей, которые вспомнили о своем кумире. «От нее исходила… такая дивная прелесть, какую мне, уж поверьте моему слову, просто не приходилось встречать у других актрис. Ни тогда, ни после... А я их много перевидала… Ни у кого не было такой грации, такого легкого веселого шика – своего, природного» - говорила об Орловой Фаина Раневская.




Александров остался один, и ему был поставлен диагноз - болезнь Альцгеймера. Через год после Любови Петровны умер его сын Дуглас.
Был снят документальный фильм «Три любви Любови Орловой».






Источник
Теги: Любовь Петровна Орлова. Григорий Васильевич Александров. Двуликая и великая

Возврат к списку


КОММЕНТАРИИ


Чтоб писать комментарии авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Кинотранспорт в аренду