Для многих современных работников - эта выдержка из "Законодательный Актов о Кинематографе том 2 издание от 1983 года" будет откровением...
29.11.2012 00:58
Киноагентство Новости от партнеров
ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ КИНОПРОИЗВОДСТВА 2014
Художественная кинематография
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК
Должностные обязанности.
Руководит творческо-производственным процессом создания кинофильмов. Вырабатывает вместе с автором сценария художественную концепцию произведения и воплощает ее кинематографическими средствами на экране. Обеспечивает правильную трактовку литературного сценария, высокий художественный уровень постановки. Консультирует автора в процессе его работы над литературным сценарием. Руководит и участвует в работе по созданию постановочного проекта фильма. Изучает материалы, касающиеся отражаемой в сценарии фильма исторической или современной действительности. Представляет на утверждение творческо-производственную разработку литературного сценария. Разрабатывает режиссерский сценарий на основе утвержденного литературного сценария. Составляет вместе с директором съемочной группы, главным кинооператором, художником-постановщиком, кинорежиссером лимитную смету на постановку фильма, календарный план и смету на период режиссерской разработки и подготовительный период. Участвует в составлении календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Подбирает творческий состав съемочной группы. Решает с художником-постановщиком и главным кинооператором изобразительную трактовку фильма.
Утверждает списки сценическо- постановочных и технических средств, выделяемых для съемок. Принимает совместно с художником-постановщиком, главным кинооператором, директором съемочной группы и звукооператором эскизы, планировки и описания работ по декорациям, костюмам и реквизиту, эскизы и разработки по комбинированным съемкам, декорации и натурные сооружения в их комплексной готовности. Участвует совместно с композитором и звукооператором в создании музыкальной и звуковой экспликации фильма. Принимает и утверждает тексты песен и музыку, снимаемые под фонограмму. Подбирает исполнительский состав и представляет на утверждение директору киностудии. Устанавливает количественный состав исполнителей эпизодических ролей, участников массовых и групповых сцен. Проводит репетиции с актерами на основные роли. Утверждает готовые костюмы, модели для массовок, гримы актеров-исполнителей. Выбирает совместно с главным кинооператором, художником-постановщиком и директором съемочной группы места натурных съемок. Обеспечивает полную творческую подготовленность к каждому съемочному дню, непрерывность производственного процесса и высокую организацию труда съемочной группы на всех этапах работы. Отбирает дубли. Готовит отснятый материал к обсуждению. Осуществляет контроль над подготовкой объектов к съемке. Утверждает плановые задания съемочной группе. Обеспечивает соответствие фактически отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию, выполнение плановых сроков на всех этапах производства фильма, а также соблюдение статей генеральной сметы. Определяет монтажный ритм фильма и переходы между отдельными сценами. Устанавливает совместно с композитором точный метраж эпизодов, которые должны сопровождаться музыкой. Утверждает шумовые фонограммы. Участвует в сдаче законченного фильма. Принимает участие в формировании тематического плана киностудии. Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Должен знать: азы развития кинематографии, литературы и искусства; перспективы развития киноискусства; теорию режиссуры художественного кино и телефильма; техническое оснащение; основы кинодраматургии; русскую и зарубежную литературу, основы изобразительного искусства; мастерство актера и кинорежиссера; основы кинооператорского мастерства; выразительные возможности музыки; технологию, экономику и организацию фильмопроизводства; основы гражданского и трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Кинорежиссура».
в отдельных случаях режиссером-постановщиком может быть творческий работник, не имеющий специального режиссерского образования, но создавший значительные произведения киноискусства
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР (КИНОРЕЖИССЕР)
Должностные обязанности.
Осуществляет организацию творческо-производственного процесса создания фильма. Доводит до каждого работника съемочной группы творческий замысел кинорежиссера-постановщика и контролирует его исполнение. Обеспечивает условия для создания фильма на высоком художественном уровне. Участвует в разработке лимита смет на период режиссерской разработки и подготовительный период, а также в работе над календарно-постановочным планом и генеральной сметой. Организует своевременное проведение работ над постановочным проектом, участвует в его создании и защите. Руководит работой по созданию пообъектных разработок. Организует подбор кинографического материала. Составляет актерский график - КПП. Участвует в выборе мест натурных съемок. Работает по подбору актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Организует фото и кинопробы актеров. Проводит предварительно репетиции с актерами, руководит массовыми и групповыми съемками, организует второй план и при необходимости осуществляет самостоятельную съемку отдельных планов и эпизодов. Обеспечивает правильное расходование средств, выделенных в генеральной смете на оплату актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Участвует в составлении оперативных планов и ежедневных отчетов о работе съемочной группы. Назначает и готовит съемки. Осуществляет тщательную и всестороннюю подготовку каждой съемочной смены, обеспечивая слаженность и непрерывность творческого процесса. Назначает и готовит актеров на съемку. Организует просмотр и обсуждение отснятого материала. Подготавливает параллельно работы, предусмотренные календарно-постановочным планом или по заданию кинорежиссера-постановщика. Ведет контроль за соответствием фактически отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию. Руководит работой ассистентов и помощников кинорежиссера. Осуществляет совместно с творческим коллективом весь комплекс работ по дублированию фильма, а также сокращение и перемонтаж копии. Обеспечивает художественно" качество дубляжа, правильность режиссерской трактовки образов дублируемого фильма. Участвует в составлении сметы и календарного плана на дублирование фильма. Участвует в озвучании фильма и записи музыки. Изготавливает рекламные ролики, сдает рекламные и другие материалы, входящие в постановочный проект, по окончании производства фильма в информационный отдел киностудии. Руководит работой по заполнению монтажных листов. Обеспечивает правильное выполнение договорных отношений с актерами. Изучает и пропагандирует передовой опыт по организации работы в съемочных группах. Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины. Организует совместно с общественными организациями выполнение социалистических обязательств, принятых съемочной группой.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, литературы и искусства; теорию режиссуры художественного кино и телефильма; русскую и зарубежную литературу; историю изобразительных искусств; историю российской и зарубежной кинематографии, основы драматургии кино; основы кинооператорского мастерства; основы технологии монтажа кинофильмов; мастерство киноактера; технологию, организацию и экономику фильмопроизводства; основы гражданского и трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
_ Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Кинорежиссура».
ник
В отдельных случаях кинорежиссером может быть работник другой творческой профессии, не имеющий специального режиссерского образования, но обладающий большим производственным опытом работы в кинематографии и способный осуществить весь комплекс работ, определенных для режиссера фильма.
АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА-ПОСТАНОВЩИКА ПО АКТЕРАМ
Должностные обязанности.
Исполняет творческие и организационно-производственные задания режиссера-постановщика и второго режиссера (кинорежиссера) фильма. Обеспечивает выполнение работ по подбору актерского состава в соответствии с замыслом режиссера-постановщика. Представляет режиссеру-постановщику для выбора и утверждения кандидатуры актеров. Проверяет занятость в репертуаре театров или в съемках других картин актеров, которых намечено привлечь к съемкам, а также выясняет их тарифно-квалификационные категории. Подбирает участников групповых и массовых сцен. Организует своевременный вызов на съемку и пробы актеров. Назначает часы явки актеров для гримирования. Организует его участников, дает им творческие задания и следит за их выполнением во время съемки. Регулирует пребывание актеров на съемочной площадке, обеспечивает их отдых в перерывах между съемками. Проверяет вместе с художником-постановщиком подготовленность костюмов и реквизита к предстоящим съемкам. Обеспечивает актеров текстом сцены, назначенной к съемке.
Организует вместе с художником-постановщиком одевание и снаряжение актеров а также участников массовых и групповых сцен. Вызывает на съемки по указанию кинорежиссера дополнительных гримеров, костюмеров и реквизиторов. Информирует кинорежиссера о своевременном и качественном выполнении заказов, сданных цехам киностудии или сторонним организациям. Обеспечивает явку актеров на озвучение фильма и регулирует их работу в течение смены записи. Составляет монтажные листы. Обеспечивает рациональное и правильное применение ставок и расценок при оплате труда актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Докладывает кинорежиссеру о готовности к съемке актеров.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; русскую и зарубежную литературу; основы режиссуры художественного кино; основы монтажа; основы актерского мастерства; основы технологии и организации фильмопроизводства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование.
ПОМОЩНИК КИНОРЕЖИССЕРА
Должностные обязанности.
Исполняет производственно-организационные задания второго-режиссера (кинорежиссера) по подготовке и проведению съемок. Обеспечивает выполнение технической работы по составлению календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Сдает своевременно заказы в цеха киностудии и контролирует сроки их выполнения. Проверяет перед съемкой по указанию второго-режиссера (кинорежиссера) наличие необходимых сценическо-постановочных средств. Обеспечивает явку к назначенному времени исполнительского состава, участвует в съемке или репетиции, следит за готовностью всех исполнителей к началу съемки. Фиксирует движение актеров в кадре, ведет монтажные карточки на съемке, следит за нумерацией кадров на хлопушке, сдает формуляры в монтажный цех и цех обработки пленки. Заполняет талоны для участников массовых и групповых сцен.
Должен знать: основы фильмопроизводства и режиссуры художественного кино; основы актерского мастерства; порядок заполнения монтажных карточек; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Общее среднее образование.
РЕЖИССЕР МОНТАЖА
Должностные обязанности.
Организует и непосредственно осуществляет творческий процесс монтажа кинофильма. Обеспечивает художественно-техническое качество монтажа. Соблюдает действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом для проведения монтажно-тонировочных работ. Ведет монтаж фильма по рабочим (позитивным) пленкам в соответствии с режиссерским сценарием и указаниями режиссера-постановщика параллельно со съемками и по окончании их в монтажно-тонировочном периоде. Отбирает совместно с главным кинооператором фильмотечный материал, а со звукооператором — фонотечный материал для фильма. Руководит монтажерами прикрепленных к картине. Обеспечивает выполнение плановых заданий, экономное расходование материалов. Устанавливает в соответствии с планом производственные задания отдельным студиям по обработке материала (спецэффекты и т.д.). Осуществляет руководство по систематизации и хранению отснятого позитива изображения и всех записанных фонограмм. Участвует в отборе дублей. Обеспечивает по ходу монтажа оперативную готовность каждого куска и каждой срезки материала. Сверяет весь поступивший в монтажный цех материал с монтажными карточками и подготавливает материал к просмотру его режиссером-постановщиком. Проверяет весь поступивший в монтажный цех материал и выявляет дефекты отдельных дублей. Принимает меры для улучшения художественно-технического качества картины. Обеспечивает окончание чернового монтажа всего фильма одновременно с окончанием съемочного периода. Информирует кинорежиссера-постановщика и директора съемочной группы о всех случаях существенного отклонения метража смонтированных эпизодов от метража, утвержденного в режиссерском сценарии. Следит по ходу монтажа рабочего позитива за разработкой негатива и подготовкой его к монтажу. Согласовывает с композитором метраж смонтированных эпизодов, идущих под музыкальное сопровождение и дает точную разметку для синхронизации музыкальных акцентов. Осуществляет монтаж всех звуковых пленок (музыки, реплик и шумов), привлекая к этой работе звукооператора. Проверяет окончательный монтаж фильма под руководством режиссера-постановщика, чистоту отделки всех элементов монтажа, уточняет метраж частей и подготавливает картину к перезаписи, Сдает в работу все кадры, требующие лабораторно-трюковой обработки (спецэффекты, коррекция), в сроки, обеспечивающие их своевременное изготовление, и проверяет на экране чистоту и тщательность их выполнения. Сдает после принятия картины рабочий позитив в негативную монтажную для монтажа негатива.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; основы кинодраматургии и кинорежиссуры; историю российской и зарубежной кинематографии; организацию и технологию монтажа кинофильмов; основы музыкальной культуры; технологию киносъемок; технологию звукозаписи и обработки киноматериалов по фильмам всех систем кинематографа, организацию работы монтажеров; технические нормы и инструкции, необходимые при проведении монтажно-тонировочных работ; основные типы монтажного оборудования; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование или общее среднее образование и стаж работы в качестве монтажника не менее 3 лет.
ГЛАВНЫЙ ОПЕРАТОР
(ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК)
Должностные обязанности.
Реализует средствами кинооператорского искусства совместный замысел всего руководимого режиссером-постановщиком творческого коллектива создателей фильма. Обеспечивает совместно с ними высокий художественный уровень фильма и его изобразительную трактовку (точные портретные характеристики всех основных персонажей фильма, светотональное единство отснятого материала, а также колористическое решение кинокартины в целом, фотографическое и техническое качество изображения), рациональное использование всей операторской техники. Руководит операторской группой, организует ее работу. Проводит работу по совершенствованию технологии, сокращению расходов съемочного материала (пленки, кассет и прочих видеоносителей), электроэнергии, а также по использованию резервов повышения производительности труда и предупреждению операторского брака. Участвует совместно с автором сценария, режиссером-постановщиком и художником-постановщиком в работе над киносценарием (творческо-производственной разработкой литературного сценария), а также над режиссерским сценарием, выезжает на выбор мест натурных съемок. Участвует в необходимых случаях в работе по литературному сценарию, в части его воплощения в кинематографических образах, выезжает на места событий и предполагаемых съемок. Принимает участие в разработке постановочного проекта фильма в части всех творческих, организационных и технических вопросов, а также в составлении календарно-постановочного плана и генеральной сметы на постановку фильма по разделам, связанным с изобразительным решением. Утверждает совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком эскизы декораций, костюмов, макетов, мебели, реквизита, а также планировки и архитектурные' и конструкторские разработки декораций. Ведет работу с кинооператором комбинированных съемок в целях создания единого стилевого характера изобразительного решения фильма. Участвует в утверждении гримов. Проводит съемку кинопроб актеров. Осуществляет в случае производственной необходимости специальные операторские пробы пленки, света, грима и костюмов персонажей и т.д. Устанавливает световой и цветовой режимы картины, составляет перечень необходимых для съемок аппаратуры, оптики, материалов, светотехнических приспособлений, принимает участие в формировании операторского состава съемочной группы. Принимает совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком готовые декорации, мебель, реквизит, бутафорию и костюмы. Устанавливает время съемок натурных кадров, определяет совместно с режиссером-постановщиком, художником-постановщиком и директором съемочной группы место и расположение декораций на натурных площадках. Обеспечивает выполнение плановых заданий и экономное расходование сметных ассигнований. Участвует в отборе дублей и обсуждении отснятого материала. Принимает совместно с режиссером-постановщиком и директором съемочной группы меры, обеспечивающие соответствие фактически отснятого метража метражу, утвержденному в режиссерском сценарии. Контролирует качество изготовления надписей, шторок, затемнений, вытеснений, наплывов и других лабораторных работ. Дает указания и контролирует работы установщиков света цеха обработки пленки по печати позитива (световой и цветовой паспорт). Принимает от цеха обработки пленки совместно с ОТК эталонную и контрольные копии картины. Участвует в сдаче готовой кинокартины технической комиссии киностудии (как заказчика так и частным случаям). Обеспечивает сдачу качественных исходных материалов. Осуществляет работу по проведению экспериментальных работ в области киноизобразительного искусства. Пропагандирует и внедряет передовой опыт работы.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, литературы и искусства; кинооператорское мастерство; методы художественного киноосвещения и кинокомпозиции; методы комбинированных и специальных видов киносъемок; цветоведение; экспонометрию; киноматериалы, их характеристики и технологию обработки; киносъемочную аппаратуру; светотехнику; средства операторского транспорта; вспомогательную технику; действующие ГОСТы и технические условия; историю изобразительного искусства; основы кинодраматургии, кинорежиссуры и мастерства художников кино; историю российской и зарубежной кинематографии; основы технологии, организации и экономики фильмопроизводства; новейшие достижения российского и зарубежного киноискусства и кинотехники; правила эксплуатации киносъемочной аппаратуры и кинооборудования; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-нооператорство».
КИНООПЕРАТОР (2-ОЙ ОПЕРАТОР)
Должностные обязанности.
Обеспечивает техническое качество изображения (фокус, экспозицию, панораму и др.). Определяет под руководством главного кинооператора методы и способы съемки, обеспечивающие изобразительное решение фильма. Участвует в разработке съемочных карт. Составляет перечень необходимой съемочной аппаратуры, материалов, технических приспособлений, а также заявки на аппаратуру, материалы и свет. Подбирает под руководством и по заданиям главного кинооператора всю съемочную технику картины. Проводит технические испытания аппаратуры, пленки, фильтров и операторских приспособлений, техническую разработку специальных съемочных эффектов. Делает планировки осветительных лесов в декорациях. Участвует в составлении схем расстановки осветительной аппаратуры. Проводит фото-и кинопробы по поручению главного кинооператора. Проверяет заранее исправность всех технических средств, необходимых для съемки. Фиксирует изображение кинокамерой. Разрабатывает технику оъемки, проверяет направление и темп движения панорамирования, перевод фокуса, а также уточняет со звукооператором движение микрофона. Следит за качеством проявки операторских проб и качеством лабораторной обработки негативного материала. Контролирует качество изготовления шторок, наплывов, затемнений и других лабораторных работ. Проводит самостоятельно съемки в павильоне и на натуре по заданиям главного кинооператора. Руководит на съемке по поручению главного кинооператора работой операторской группы, бригадой осветителей, техников съемочной аппаратуры,, механиков по обслуживанию съемочной техники. Организует перестановку аппаратуры, света и всех приспособлений при переходе от кадра к кадру, обеспечивая непрерывность съемочного процесса и выполнение дневного задания съемочной группы.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, технологию фильмопроизводства; теорию и практику кинооператорского мастерства; методы киноосвещения и кинокомпозиции; методы комбинированных и специальных видов киносъемки; цветоведение; экспонометрию; киноматериалы и их характеристики; технологию обработки пленки; основные типы киносъемочной аппаратуры, их кинематические и оптические схемы; электродвигатели и источники энергии, применяемые при. съемке; виды и типы киносъемочных объективов и их характеристики; средства операторского транспорта; основы светотехники; виды осветительной аппаратуры; порядок оформления заявок и заказов на необходимую аппаратуру; действующие ГОСТы и технические условия; историю российской и зарубежной кинематографии; новейшие достижения российской и зарубежной кинотехники; правила эксплуатации, транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры, оптики, операторских механизмов, негативных материалов и осветительной техзащиты, охране труда, технике безопасности и противопожарной
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-нооператорство» или кинооператорские курсы при ведущих киностудиях страны.
Кинооператор, владеющий высоким профессиональным мастерством, принимавший участие в создании не менее 4 полнометражных художественных фильмов в качестве второго оператора отличной оценкой работы, проявивший творческие способности и умение самостоятельно решать производственно-технические задачи киносъемки рассматривается как возможный первый оператор.
КАМЕРМЕН
Должностные обязанности. Осуществляет в соответствии с общим творческим замыслом и изобразительным решением фильма комбинированные съемки. Определяет совместно с режиссером-постановщиком, главным кинооператором, художником-постановщиком и художником по комбинированным съемкам изобразительное решение, методы и способы съемки комбинированных кадров. Участвует в необходимых случаях в работе по литературному сценарию, в части его воплощения в кинематографических образах, выезжает на места событий и предполагаемых съемок. Участвует в разработке эскизов комбинированных кадров, календарно-постановочного плана и генеральной сметы по разделу комбинированных съемок. Осуществляет съемку комбинированных кадров фильма, обеспечивает их художественное и техническое качество и сроки выполнения. Ведет работу по созданию новых методов комбинированных съемок и совершенствованию существующих. Участвует в сдаче готовой кинокартины технической комиссии киностудии. Изучает и внедряет передовые методы комбинированных съемок отечественного и зарубежного кинематографа. Контролирует работу светоустановщиков и проявку негатива в цехе обработки пленки. Обеспечивает своевременную сдачу исходных материалов. Определяет в случаях работы в цехе комбинированных съемок (на участках надписей или трюковой печати) совместно с ведущими работниками съемочной группы изобразительную форму титров, надписей или кадров, осуществляемых способом трюковой печати, а также методы и технологию их выполнения. Участвует в разработке постановочного проекта фильма по этим видам работ, в отборе, подготовке и съемке соответствующих материалов и заготовок. Проводит съемки надписей, вступительных титров и все виды трюковой печати.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; историю изобразительного искусства; историю российской и зарубежной кинематографии, технологию фильмопроизводства; теорию и практику кинооператорского мастерства; методы киноосвещения и кинокомпозиции, все виды комбинированных и специальных видов киносъемки; цветоведение, экспонометрию; технологию обработки пленки; основные тапы киносъемочной аппаратуры; средства операторского транспорта, вспомогательную технику; действующие ГОСТы и технические условия; новейшие достижения российской и зарубежной кинотехники; правила эксплуатации транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры и оптики; правил» по охране труда технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования.
Высшее образование по специальности «Кинооператорство».
БРИГАДИР - ОСВЕТИТЕЛЬ
Характеристика работ. Руководство монтажом и демонтажом осветительной аппаратуры по схемам любой сложности. Участие в разработке схем освещения съемок и телепередач. Корректировка по указанию оператора (или в соответствии с требованиями телевизионной техники) освещенности объекта. Обеспечение создания всех световых эффектов.
Должен знать: основы свето- и цветоведения; световые и цветовые параметры всей осветительной аппаратуры; блок-схемы обеспечивающих систем: ДПУ, «Старт», «Свет», регуляторы и т. д.; виды негативных пленок, сенсибилизацию, их чувствительность; режим работы черно-белых и цветных передающих трубок; нормы освещенности в телестудиях; основные светотехнические измерительные приборы.
Осветитель
Характеристика работ. Обслуживание под руководством ассистента оператора съемок и телевизионных передач по освещению сложных декораций и объектов в павильоне и на натуре (многоплановые интерьеры и т. д.). Освещение ночных и вечерних сцен. Монтаж осветительной аппратуры по несложным операторским схемам света.
Выполнение профилактического ремонта осветительной аппаратуры. Выявление и устранение простейших неполадок в работе приборов.
Должен знать: основные элементы, приемы и способы освещения объектов в кино и телевидении; системы осветительной аппаратуры и вспомогательного оборудования; параметры телевизионных передающих трубок и виды кинопленок.
Пиротехник-оружейник
Характеристика работ. Выполнение работ по изготовлению пиротехнических изделий из бумаги и картона (резка бумаги, картона, подготовка гильз и др.). Ручное измельчение и просеивание химикатов. Подсобная работа при прессовке дымовых шашек, факелов и др. Разборка, чистка, смазка, сборка и приведение в состояние действия оружия несложных систем.
Должен знать: свойства материалов для изготовления пиротехнических изделий из бумаги и картона; химические свойства и огнестрельного оружия всех видов и его эксплуатация во время съемок. Приспособление огнестрельного оружия всех видов для стрельбы холостыми патронами.
Должен знать: свойства химических реактивов и других материалов, применяемых в пиротехнике, методы безопасной работы с ними; принципы действия пиротехнических составов и способы их изготовления в пиротехнической мастерской и в условиях натурных киносъемок; устройство и правила обращения с огнестрельным и холодным оружием отечественных и иностранных систем.
АССИСТЕНТ КИНООПЕРАТОРА (ФОКУС ПУЛЕР)
Должностные обязанности. Исполняет творческие и производственно-технические задания главного кинооператора и кинооператора фильма. Обеспечивает съемки операторским оборудованием и кинопленкой. Устанавливает под руководством кинооператора и совместно с бригадиром осветителей общий и фоновый свет, занимается экспонометрическим контролем. Проводит промеры и отметки фокуса, в том числе при работе с объективами переменного фокусного расстояния. Получает пленку и ведет учет ее расходования на протяжении, съемок фильма. Проводит зарядку кассет и камеры, проявку операторских проб. Устанавливает расход пленки на каждый снятый дубль и сообщает метраж помощнику кинорежиссера. Фиксирует остаток пленки в кассете. Ведет технический дневник и заполняет формуляры. Контролирует качество и сроки обработки отснятой пленки. Исполняет аналогичные обязанности, работая с оператором комбинированных съемок.
Должен знать: типы киносъемочной аппаратуры; их кинематические и оптические схемы; электродвигатели и источники энергии, применяемые при съемке; методику наводки фокуса и работу с объективами переменного фокусного расстояния; виды и типы вспомогательной операторской техники; технологию обработки кннофотоматериалов; правила получения, хранения, зарядки, транспортировки и сдачи в обработку негативной пленки; виды осветительной аппаратуры; порядок оформления заявок и заказов на аппаратуру и приспособления, материалы и оборудование; основы технологии фильмопроизводства; правила эксплуатации, транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование или специальные курсы ассистентов кинооператора.
Ассистент кинооператора, принимавший участие в работе над 4 полнометражными художественными фильмами в качестве ассистента.
ХУДОЖНИК-ДЕКОРАТОР
Должностные обязанности. Реализует творческий замысел художника-постановщика по декорационному решению фильма и его съемочным объектам. Разрабатывает под руководством художника-постановщика планировки декорационных и других съемочных объектов, а также описание работ по их сооружению, детали архитектурных элементов декораций, эскизы мебели, реквизита и чертежи к ним. Осуществляет в работе по созданию постановочного проекта зарисовки схематических планировок съемочных объектов со схемами мизансцен и ведет покадровую зарисовку сцен. Подбирает фундусные детали для декорационных сооружений и декорирования натуры. Сдает заказы на работы по изготовлению деталей и фрагментов декораций, на строительство декорационных сооружений, контролирует их своевременное и качественное выполнение. Подбирает на складах или в комиссионных магазинах соответствующую эскизам художника-постановщика мебель, реквизит, светильники, материалы для отделки декораций. Контролирует качественную и своевременную постройку декораций на натуре и в павильоне, следит за ее отделкой. Обставляет декорацию мебелью и реквизитом, следит за качеством повески драпировок, люстр и других светильников совместно с ассистентом художника-постановщика. Участвует в разработке планов сооружения декораций, а также мер по сокращению сроков их Строительства, экономному расходованию материалов и средств.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; мастерство художника-декоратора, живописи, рисунка и чертежа; технику и технологию производства кинодекорационных сооружений; основы мастерства художника-постановщика; основы Кинооператорского мастерства; основы экономики организации и технологии фильмопроизводства; историю архитектуры, быта, стилей; историю российской и зарубежной кинематографии; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.
АССИСТЕНТ ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА ПО КОСТЮМАМ
Должностные обязанности.
Исполняет по заданию художника-постановщика по костюмам работы по изобразительному решению образов персонажен и массовки е период разработки замысла и в процессе его реализации. Подбирает по указанию художника-постановщика по костюмам изобразительный и документальный материал, необходимый для создания эскизов и изготовления костюмов в фильм*. Выполняет разработки отдельных эскизов по монтировке костюмов и личного реквизита, изготовляет рабочие чертежи деталей и кроя костюмов, составляет описание работ, монтировочные карты. Сдает заявки на необходимые материалы и заказы цехам, контролирует их выполнение. Составляет списки необходимых для съемки костюмов. Отбирает по указанию художника-постановщика по костюмам готовые костюмы и другие необходимые материалы на базах и складах студии. Представляет образцы материалов на утверждение художника-постановщика по костюмам. Готовит к каждой съемке костюмы и личный реквизит, следит за правильным одеванием их на съемочной площадке.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; основы техники рисунка и мастерства живописи; историю изобразительных искусств; историю костюма; основы мастерства художника-постановщика по костюмам; цветоведение; основы конструирования и способы моделирования одежды; технологию материалов и технологию изготовления костюмов; основы организации и технологии фильмопроизводства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.
ХУДОЖНИК ПО ГРИМУ
Должностные обязанности.
Создает средствами грима и пастижа внешние образы персонажей фильма в соответствии с общим творческим замыслом кинорежиссера-постановщика. Обеспечивает художественное качество грима, соблюдение на протяжении всей картины единства портретной характеристики, проведение гримерных работ в установленные сроки. Определяет совместно с режиссером-постановщиком, главным кинооператором, художник и установщиком портретную характеристику каждого действующего лица в соответствии с общим изобразительным стилем картины. Проводит гримирование актеров на фото- и кинопробах. Определяет все необходимые пастижерские изделия и материалы для грима и составляет их списки для генеральной сметы. Устанавливает с режиссером-постановщиком окончательные гримы. Руководит реализацией заказов в цехах студии по изготовлению париков, усов, наклеек и т. п., необходимых для картины. Гримирует основных исполнителей. Руководит работой по гримированию всех остальных персонажей эпизодов, участников групповых и массовых сцен, а также руководит работой гримеров по ремонту и изготовлению пастижерных изделий. Представляет директору съемочной группы предложения о назначении необходимого числа дополнительных гримеров при съемках с большими массовыми сценами. Сообщает ассистенту кинорежиссера час вызова актеров в целях обеспечения окончания их гримирования к началу съемки.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; составление схемы построения внешнего образа персонажей; технологию производства грима (косметик); способы изготовления всех пастижерных изделий; основы цветоведения; принципы художественного освещения; назначение светофильтров; свойства материалов, применяемых при изгото
Художественная кинематография
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК
Должностные обязанности.
Руководит творческо-производственным процессом создания кинофильмов. Вырабатывает вместе с автором сценария художественную концепцию произведения и воплощает ее кинематографическими средствами на экране. Обеспечивает правильную трактовку литературного сценария, высокий художественный уровень постановки. Консультирует автора в процессе его работы над литературным сценарием. Руководит и участвует в работе по созданию постановочного проекта фильма. Изучает материалы, касающиеся отражаемой в сценарии фильма исторической или современной действительности. Представляет на утверждение творческо-производственную разработку литературного сценария. Разрабатывает режиссерский сценарий на основе утвержденного литературного сценария. Составляет вместе с директором съемочной группы, главным кинооператором, художником-постановщиком, кинорежиссером лимитную смету на постановку фильма, календарный план и смету на период режиссерской разработки и подготовительный период. Участвует в составлении календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Подбирает творческий состав съемочной группы. Решает с художником-постановщиком и главным кинооператором изобразительную трактовку фильма.
Утверждает списки сценическо- постановочных и технических средств, выделяемых для съемок. Принимает совместно с художником-постановщиком, главным кинооператором, директором съемочной группы и звукооператором эскизы, планировки и описания работ по декорациям, костюмам и реквизиту, эскизы и разработки по комбинированным съемкам, декорации и натурные сооружения в их комплексной готовности. Участвует совместно с композитором и звукооператором в создании музыкальной и звуковой экспликации фильма. Принимает и утверждает тексты песен и музыку, снимаемые под фонограмму. Подбирает исполнительский состав и представляет на утверждение директору киностудии. Устанавливает количественный состав исполнителей эпизодических ролей, участников массовых и групповых сцен. Проводит репетиции с актерами на основные роли. Утверждает готовые костюмы, модели для массовок, гримы актеров-исполнителей. Выбирает совместно с главным кинооператором, художником-постановщиком и директором съемочной группы места натурных съемок. Обеспечивает полную творческую подготовленность к каждому съемочному дню, непрерывность производственного процесса и высокую организацию труда съемочной группы на всех этапах работы. Отбирает дубли. Готовит отснятый материал к обсуждению. Осуществляет контроль над подготовкой объектов к съемке. Утверждает плановые задания съемочной группе. Обеспечивает соответствие фактически отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию, выполнение плановых сроков на всех этапах производства фильма, а также соблюдение статей генеральной сметы. Определяет монтажный ритм фильма и переходы между отдельными сценами. Устанавливает совместно с композитором точный метраж эпизодов, которые должны сопровождаться музыкой. Утверждает шумовые фонограммы. Участвует в сдаче законченного фильма. Принимает участие в формировании тематического плана киностудии. Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Должен знать: азы развития кинематографии, литературы и искусства; перспективы развития киноискусства; теорию режиссуры художественного кино и телефильма; техническое оснащение; основы кинодраматургии; русскую и зарубежную литературу, основы изобразительного искусства; мастерство актера и кинорежиссера; основы кинооператорского мастерства; выразительные возможности музыки; технологию, экономику и организацию фильмопроизводства; основы гражданского и трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Кинорежиссура».
в отдельных случаях режиссером-постановщиком может быть творческий работник, не имеющий специального режиссерского образования, но создавший значительные произведения киноискусства
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР (КИНОРЕЖИССЕР)
Должностные обязанности.
Осуществляет организацию творческо-производственного процесса создания фильма. Доводит до каждого работника съемочной группы творческий замысел кинорежиссера-постановщика и контролирует его исполнение. Обеспечивает условия для создания фильма на высоком художественном уровне. Участвует в разработке лимита смет на период режиссерской разработки и подготовительный период, а также в работе над календарно-постановочным планом и генеральной сметой. Организует своевременное проведение работ над постановочным проектом, участвует в его создании и защите. Руководит работой по созданию пообъектных разработок. Организует подбор кинографического материала. Составляет актерский график - КПП. Участвует в выборе мест натурных съемок. Работает по подбору актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Организует фото и кинопробы актеров. Проводит предварительно репетиции с актерами, руководит массовыми и групповыми съемками, организует второй план и при необходимости осуществляет самостоятельную съемку отдельных планов и эпизодов. Обеспечивает правильное расходование средств, выделенных в генеральной смете на оплату актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Участвует в составлении оперативных планов и ежедневных отчетов о работе съемочной группы. Назначает и готовит съемки. Осуществляет тщательную и всестороннюю подготовку каждой съемочной смены, обеспечивая слаженность и непрерывность творческого процесса. Назначает и готовит актеров на съемку. Организует просмотр и обсуждение отснятого материала. Подготавливает параллельно работы, предусмотренные календарно-постановочным планом или по заданию кинорежиссера-постановщика. Ведет контроль за соответствием фактически отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию. Руководит работой ассистентов и помощников кинорежиссера. Осуществляет совместно с творческим коллективом весь комплекс работ по дублированию фильма, а также сокращение и перемонтаж копии. Обеспечивает художественно" качество дубляжа, правильность режиссерской трактовки образов дублируемого фильма. Участвует в составлении сметы и календарного плана на дублирование фильма. Участвует в озвучании фильма и записи музыки. Изготавливает рекламные ролики, сдает рекламные и другие материалы, входящие в постановочный проект, по окончании производства фильма в информационный отдел киностудии. Руководит работой по заполнению монтажных листов. Обеспечивает правильное выполнение договорных отношений с актерами. Изучает и пропагандирует передовой опыт по организации работы в съемочных группах. Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины. Организует совместно с общественными организациями выполнение социалистических обязательств, принятых съемочной группой.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, литературы и искусства; теорию режиссуры художественного кино и телефильма; русскую и зарубежную литературу; историю изобразительных искусств; историю российской и зарубежной кинематографии, основы драматургии кино; основы кинооператорского мастерства; основы технологии монтажа кинофильмов; мастерство киноактера; технологию, организацию и экономику фильмопроизводства; основы гражданского и трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
_ Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Кинорежиссура».
ник
В отдельных случаях кинорежиссером может быть работник другой творческой профессии, не имеющий специального режиссерского образования, но обладающий большим производственным опытом работы в кинематографии и способный осуществить весь комплекс работ, определенных для режиссера фильма.
АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА-ПОСТАНОВЩИКА ПО АКТЕРАМ
Должностные обязанности.
Исполняет творческие и организационно-производственные задания режиссера-постановщика и второго режиссера (кинорежиссера) фильма. Обеспечивает выполнение работ по подбору актерского состава в соответствии с замыслом режиссера-постановщика. Представляет режиссеру-постановщику для выбора и утверждения кандидатуры актеров. Проверяет занятость в репертуаре театров или в съемках других картин актеров, которых намечено привлечь к съемкам, а также выясняет их тарифно-квалификационные категории. Подбирает участников групповых и массовых сцен. Организует своевременный вызов на съемку и пробы актеров. Назначает часы явки актеров для гримирования. Организует его участников, дает им творческие задания и следит за их выполнением во время съемки. Регулирует пребывание актеров на съемочной площадке, обеспечивает их отдых в перерывах между съемками. Проверяет вместе с художником-постановщиком подготовленность костюмов и реквизита к предстоящим съемкам. Обеспечивает актеров текстом сцены, назначенной к съемке.
Организует вместе с художником-постановщиком одевание и снаряжение актеров а также участников массовых и групповых сцен. Вызывает на съемки по указанию кинорежиссера дополнительных гримеров, костюмеров и реквизиторов. Информирует кинорежиссера о своевременном и качественном выполнении заказов, сданных цехам киностудии или сторонним организациям. Обеспечивает явку актеров на озвучение фильма и регулирует их работу в течение смены записи. Составляет монтажные листы. Обеспечивает рациональное и правильное применение ставок и расценок при оплате труда актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Докладывает кинорежиссеру о готовности к съемке актеров.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; русскую и зарубежную литературу; основы режиссуры художественного кино; основы монтажа; основы актерского мастерства; основы технологии и организации фильмопроизводства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование.
ПОМОЩНИК КИНОРЕЖИССЕРА
Должностные обязанности.
Исполняет производственно-организационные задания второго-режиссера (кинорежиссера) по подготовке и проведению съемок. Обеспечивает выполнение технической работы по составлению календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Сдает своевременно заказы в цеха киностудии и контролирует сроки их выполнения. Проверяет перед съемкой по указанию второго-режиссера (кинорежиссера) наличие необходимых сценическо-постановочных средств. Обеспечивает явку к назначенному времени исполнительского состава, участвует в съемке или репетиции, следит за готовностью всех исполнителей к началу съемки. Фиксирует движение актеров в кадре, ведет монтажные карточки на съемке, следит за нумерацией кадров на хлопушке, сдает формуляры в монтажный цех и цех обработки пленки. Заполняет талоны для участников массовых и групповых сцен.
Должен знать: основы фильмопроизводства и режиссуры художественного кино; основы актерского мастерства; порядок заполнения монтажных карточек; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Общее среднее образование.
РЕЖИССЕР МОНТАЖА
Должностные обязанности.
Организует и непосредственно осуществляет творческий процесс монтажа кинофильма. Обеспечивает художественно-техническое качество монтажа. Соблюдает действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом для проведения монтажно-тонировочных работ. Ведет монтаж фильма по рабочим (позитивным) пленкам в соответствии с режиссерским сценарием и указаниями режиссера-постановщика параллельно со съемками и по окончании их в монтажно-тонировочном периоде. Отбирает совместно с главным кинооператором фильмотечный материал, а со звукооператором — фонотечный материал для фильма. Руководит монтажерами прикрепленных к картине. Обеспечивает выполнение плановых заданий, экономное расходование материалов. Устанавливает в соответствии с планом производственные задания отдельным студиям по обработке материала (спецэффекты и т.д.). Осуществляет руководство по систематизации и хранению отснятого позитива изображения и всех записанных фонограмм. Участвует в отборе дублей. Обеспечивает по ходу монтажа оперативную готовность каждого куска и каждой срезки материала. Сверяет весь поступивший в монтажный цех материал с монтажными карточками и подготавливает материал к просмотру его режиссером-постановщиком. Проверяет весь поступивший в монтажный цех материал и выявляет дефекты отдельных дублей. Принимает меры для улучшения художественно-технического качества картины. Обеспечивает окончание чернового монтажа всего фильма одновременно с окончанием съемочного периода. Информирует кинорежиссера-постановщика и директора съемочной группы о всех случаях существенного отклонения метража смонтированных эпизодов от метража, утвержденного в режиссерском сценарии. Следит по ходу монтажа рабочего позитива за разработкой негатива и подготовкой его к монтажу. Согласовывает с композитором метраж смонтированных эпизодов, идущих под музыкальное сопровождение и дает точную разметку для синхронизации музыкальных акцентов. Осуществляет монтаж всех звуковых пленок (музыки, реплик и шумов), привлекая к этой работе звукооператора. Проверяет окончательный монтаж фильма под руководством режиссера-постановщика, чистоту отделки всех элементов монтажа, уточняет метраж частей и подготавливает картину к перезаписи, Сдает в работу все кадры, требующие лабораторно-трюковой обработки (спецэффекты, коррекция), в сроки, обеспечивающие их своевременное изготовление, и проверяет на экране чистоту и тщательность их выполнения. Сдает после принятия картины рабочий позитив в негативную монтажную для монтажа негатива.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; основы кинодраматургии и кинорежиссуры; историю российской и зарубежной кинематографии; организацию и технологию монтажа кинофильмов; основы музыкальной культуры; технологию киносъемок; технологию звукозаписи и обработки киноматериалов по фильмам всех систем кинематографа, организацию работы монтажеров; технические нормы и инструкции, необходимые при проведении монтажно-тонировочных работ; основные типы монтажного оборудования; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование или общее среднее образование и стаж работы в качестве монтажника не менее 3 лет.
ГЛАВНЫЙ ОПЕРАТОР
(ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК)
Должностные обязанности.
Реализует средствами кинооператорского искусства совместный замысел всего руководимого режиссером-постановщиком творческого коллектива создателей фильма. Обеспечивает совместно с ними высокий художественный уровень фильма и его изобразительную трактовку (точные портретные характеристики всех основных персонажей фильма, светотональное единство отснятого материала, а также колористическое решение кинокартины в целом, фотографическое и техническое качество изображения), рациональное использование всей операторской техники. Руководит операторской группой, организует ее работу. Проводит работу по совершенствованию технологии, сокращению расходов съемочного материала (пленки, кассет и прочих видеоносителей), электроэнергии, а также по использованию резервов повышения производительности труда и предупреждению операторского брака. Участвует совместно с автором сценария, режиссером-постановщиком и художником-постановщиком в работе над киносценарием (творческо-производственной разработкой литературного сценария), а также над режиссерским сценарием, выезжает на выбор мест натурных съемок. Участвует в необходимых случаях в работе по литературному сценарию, в части его воплощения в кинематографических образах, выезжает на места событий и предполагаемых съемок. Принимает участие в разработке постановочного проекта фильма в части всех творческих, организационных и технических вопросов, а также в составлении календарно-постановочного плана и генеральной сметы на постановку фильма по разделам, связанным с изобразительным решением. Утверждает совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком эскизы декораций, костюмов, макетов, мебели, реквизита, а также планировки и архитектурные' и конструкторские разработки декораций. Ведет работу с кинооператором комбинированных съемок в целях создания единого стилевого характера изобразительного решения фильма. Участвует в утверждении гримов. Проводит съемку кинопроб актеров. Осуществляет в случае производственной необходимости специальные операторские пробы пленки, света, грима и костюмов персонажей и т.д. Устанавливает световой и цветовой режимы картины, составляет перечень необходимых для съемок аппаратуры, оптики, материалов, светотехнических приспособлений, принимает участие в формировании операторского состава съемочной группы. Принимает совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком готовые декорации, мебель, реквизит, бутафорию и костюмы. Устанавливает время съемок натурных кадров, определяет совместно с режиссером-постановщиком, художником-постановщиком и директором съемочной группы место и расположение декораций на натурных площадках. Обеспечивает выполнение плановых заданий и экономное расходование сметных ассигнований. Участвует в отборе дублей и обсуждении отснятого материала. Принимает совместно с режиссером-постановщиком и директором съемочной группы меры, обеспечивающие соответствие фактически отснятого метража метражу, утвержденному в режиссерском сценарии. Контролирует качество изготовления надписей, шторок, затемнений, вытеснений, наплывов и других лабораторных работ. Дает указания и контролирует работы установщиков света цеха обработки пленки по печати позитива (световой и цветовой паспорт). Принимает от цеха обработки пленки совместно с ОТК эталонную и контрольные копии картины. Участвует в сдаче готовой кинокартины технической комиссии киностудии (как заказчика так и частным случаям). Обеспечивает сдачу качественных исходных материалов. Осуществляет работу по проведению экспериментальных работ в области киноизобразительного искусства. Пропагандирует и внедряет передовой опыт работы.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, литературы и искусства; кинооператорское мастерство; методы художественного киноосвещения и кинокомпозиции; методы комбинированных и специальных видов киносъемок; цветоведение; экспонометрию; киноматериалы, их характеристики и технологию обработки; киносъемочную аппаратуру; светотехнику; средства операторского транспорта; вспомогательную технику; действующие ГОСТы и технические условия; историю изобразительного искусства; основы кинодраматургии, кинорежиссуры и мастерства художников кино; историю российской и зарубежной кинематографии; основы технологии, организации и экономики фильмопроизводства; новейшие достижения российского и зарубежного киноискусства и кинотехники; правила эксплуатации киносъемочной аппаратуры и кинооборудования; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-нооператорство».
КИНООПЕРАТОР (2-ОЙ ОПЕРАТОР)
Должностные обязанности.
Обеспечивает техническое качество изображения (фокус, экспозицию, панораму и др.). Определяет под руководством главного кинооператора методы и способы съемки, обеспечивающие изобразительное решение фильма. Участвует в разработке съемочных карт. Составляет перечень необходимой съемочной аппаратуры, материалов, технических приспособлений, а также заявки на аппаратуру, материалы и свет. Подбирает под руководством и по заданиям главного кинооператора всю съемочную технику картины. Проводит технические испытания аппаратуры, пленки, фильтров и операторских приспособлений, техническую разработку специальных съемочных эффектов. Делает планировки осветительных лесов в декорациях. Участвует в составлении схем расстановки осветительной аппаратуры. Проводит фото-и кинопробы по поручению главного кинооператора. Проверяет заранее исправность всех технических средств, необходимых для съемки. Фиксирует изображение кинокамерой. Разрабатывает технику оъемки, проверяет направление и темп движения панорамирования, перевод фокуса, а также уточняет со звукооператором движение микрофона. Следит за качеством проявки операторских проб и качеством лабораторной обработки негативного материала. Контролирует качество изготовления шторок, наплывов, затемнений и других лабораторных работ. Проводит самостоятельно съемки в павильоне и на натуре по заданиям главного кинооператора. Руководит на съемке по поручению главного кинооператора работой операторской группы, бригадой осветителей, техников съемочной аппаратуры,, механиков по обслуживанию съемочной техники. Организует перестановку аппаратуры, света и всех приспособлений при переходе от кадра к кадру, обеспечивая непрерывность съемочного процесса и выполнение дневного задания съемочной группы.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, технологию фильмопроизводства; теорию и практику кинооператорского мастерства; методы киноосвещения и кинокомпозиции; методы комбинированных и специальных видов киносъемки; цветоведение; экспонометрию; киноматериалы и их характеристики; технологию обработки пленки; основные типы киносъемочной аппаратуры, их кинематические и оптические схемы; электродвигатели и источники энергии, применяемые при. съемке; виды и типы киносъемочных объективов и их характеристики; средства операторского транспорта; основы светотехники; виды осветительной аппаратуры; порядок оформления заявок и заказов на необходимую аппаратуру; действующие ГОСТы и технические условия; историю российской и зарубежной кинематографии; новейшие достижения российской и зарубежной кинотехники; правила эксплуатации, транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры, оптики, операторских механизмов, негативных материалов и осветительной техзащиты, охране труда, технике безопасности и противопожарной
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-нооператорство» или кинооператорские курсы при ведущих киностудиях страны.
Кинооператор, владеющий высоким профессиональным мастерством, принимавший участие в создании не менее 4 полнометражных художественных фильмов в качестве второго оператора отличной оценкой работы, проявивший творческие способности и умение самостоятельно решать производственно-технические задачи киносъемки рассматривается как возможный первый оператор.
КАМЕРМЕН
Должностные обязанности. Осуществляет в соответствии с общим творческим замыслом и изобразительным решением фильма комбинированные съемки. Определяет совместно с режиссером-постановщиком, главным кинооператором, художником-постановщиком и художником по комбинированным съемкам изобразительное решение, методы и способы съемки комбинированных кадров. Участвует в необходимых случаях в работе по литературному сценарию, в части его воплощения в кинематографических образах, выезжает на места событий и предполагаемых съемок. Участвует в разработке эскизов комбинированных кадров, календарно-постановочного плана и генеральной сметы по разделу комбинированных съемок. Осуществляет съемку комбинированных кадров фильма, обеспечивает их художественное и техническое качество и сроки выполнения. Ведет работу по созданию новых методов комбинированных съемок и совершенствованию существующих. Участвует в сдаче готовой кинокартины технической комиссии киностудии. Изучает и внедряет передовые методы комбинированных съемок отечественного и зарубежного кинематографа. Контролирует работу светоустановщиков и проявку негатива в цехе обработки пленки. Обеспечивает своевременную сдачу исходных материалов. Определяет в случаях работы в цехе комбинированных съемок (на участках надписей или трюковой печати) совместно с ведущими работниками съемочной группы изобразительную форму титров, надписей или кадров, осуществляемых способом трюковой печати, а также методы и технологию их выполнения. Участвует в разработке постановочного проекта фильма по этим видам работ, в отборе, подготовке и съемке соответствующих материалов и заготовок. Проводит съемки надписей, вступительных титров и все виды трюковой печати.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; историю изобразительного искусства; историю российской и зарубежной кинематографии, технологию фильмопроизводства; теорию и практику кинооператорского мастерства; методы киноосвещения и кинокомпозиции, все виды комбинированных и специальных видов киносъемки; цветоведение, экспонометрию; технологию обработки пленки; основные тапы киносъемочной аппаратуры; средства операторского транспорта, вспомогательную технику; действующие ГОСТы и технические условия; новейшие достижения российской и зарубежной кинотехники; правила эксплуатации транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры и оптики; правил» по охране труда технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования.
Высшее образование по специальности «Кинооператорство».
БРИГАДИР - ОСВЕТИТЕЛЬ
Характеристика работ. Руководство монтажом и демонтажом осветительной аппаратуры по схемам любой сложности. Участие в разработке схем освещения съемок и телепередач. Корректировка по указанию оператора (или в соответствии с требованиями телевизионной техники) освещенности объекта. Обеспечение создания всех световых эффектов.
Должен знать: основы свето- и цветоведения; световые и цветовые параметры всей осветительной аппаратуры; блок-схемы обеспечивающих систем: ДПУ, «Старт», «Свет», регуляторы и т. д.; виды негативных пленок, сенсибилизацию, их чувствительность; режим работы черно-белых и цветных передающих трубок; нормы освещенности в телестудиях; основные светотехнические измерительные приборы.
Осветитель
Характеристика работ. Обслуживание под руководством ассистента оператора съемок и телевизионных передач по освещению сложных декораций и объектов в павильоне и на натуре (многоплановые интерьеры и т. д.). Освещение ночных и вечерних сцен. Монтаж осветительной аппратуры по несложным операторским схемам света.
Выполнение профилактического ремонта осветительной аппаратуры. Выявление и устранение простейших неполадок в работе приборов.
Должен знать: основные элементы, приемы и способы освещения объектов в кино и телевидении; системы осветительной аппаратуры и вспомогательного оборудования; параметры телевизионных передающих трубок и виды кинопленок.
Пиротехник-оружейник
Характеристика работ. Выполнение работ по изготовлению пиротехнических изделий из бумаги и картона (резка бумаги, картона, подготовка гильз и др.). Ручное измельчение и просеивание химикатов. Подсобная работа при прессовке дымовых шашек, факелов и др. Разборка, чистка, смазка, сборка и приведение в состояние действия оружия несложных систем.
Должен знать: свойства материалов для изготовления пиротехнических изделий из бумаги и картона; химические свойства и огнестрельного оружия всех видов и его эксплуатация во время съемок. Приспособление огнестрельного оружия всех видов для стрельбы холостыми патронами.
Должен знать: свойства химических реактивов и других материалов, применяемых в пиротехнике, методы безопасной работы с ними; принципы действия пиротехнических составов и способы их изготовления в пиротехнической мастерской и в условиях натурных киносъемок; устройство и правила обращения с огнестрельным и холодным оружием отечественных и иностранных систем.
АССИСТЕНТ КИНООПЕРАТОРА (ФОКУС ПУЛЕР)
Должностные обязанности. Исполняет творческие и производственно-технические задания главного кинооператора и кинооператора фильма. Обеспечивает съемки операторским оборудованием и кинопленкой. Устанавливает под руководством кинооператора и совместно с бригадиром осветителей общий и фоновый свет, занимается экспонометрическим контролем. Проводит промеры и отметки фокуса, в том числе при работе с объективами переменного фокусного расстояния. Получает пленку и ведет учет ее расходования на протяжении, съемок фильма. Проводит зарядку кассет и камеры, проявку операторских проб. Устанавливает расход пленки на каждый снятый дубль и сообщает метраж помощнику кинорежиссера. Фиксирует остаток пленки в кассете. Ведет технический дневник и заполняет формуляры. Контролирует качество и сроки обработки отснятой пленки. Исполняет аналогичные обязанности, работая с оператором комбинированных съемок.
Должен знать: типы киносъемочной аппаратуры; их кинематические и оптические схемы; электродвигатели и источники энергии, применяемые при съемке; методику наводки фокуса и работу с объективами переменного фокусного расстояния; виды и типы вспомогательной операторской техники; технологию обработки кннофотоматериалов; правила получения, хранения, зарядки, транспортировки и сдачи в обработку негативной пленки; виды осветительной аппаратуры; порядок оформления заявок и заказов на аппаратуру и приспособления, материалы и оборудование; основы технологии фильмопроизводства; правила эксплуатации, транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование или специальные курсы ассистентов кинооператора.
Ассистент кинооператора, принимавший участие в работе над 4 полнометражными художественными фильмами в качестве ассистента.
ХУДОЖНИК-ДЕКОРАТОР
Должностные обязанности. Реализует творческий замысел художника-постановщика по декорационному решению фильма и его съемочным объектам. Разрабатывает под руководством художника-постановщика планировки декорационных и других съемочных объектов, а также описание работ по их сооружению, детали архитектурных элементов декораций, эскизы мебели, реквизита и чертежи к ним. Осуществляет в работе по созданию постановочного проекта зарисовки схематических планировок съемочных объектов со схемами мизансцен и ведет покадровую зарисовку сцен. Подбирает фундусные детали для декорационных сооружений и декорирования натуры. Сдает заказы на работы по изготовлению деталей и фрагментов декораций, на строительство декорационных сооружений, контролирует их своевременное и качественное выполнение. Подбирает на складах или в комиссионных магазинах соответствующую эскизам художника-постановщика мебель, реквизит, светильники, материалы для отделки декораций. Контролирует качественную и своевременную постройку декораций на натуре и в павильоне, следит за ее отделкой. Обставляет декорацию мебелью и реквизитом, следит за качеством повески драпировок, люстр и других светильников совместно с ассистентом художника-постановщика. Участвует в разработке планов сооружения декораций, а также мер по сокращению сроков их Строительства, экономному расходованию материалов и средств.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; мастерство художника-декоратора, живописи, рисунка и чертежа; технику и технологию производства кинодекорационных сооружений; основы мастерства художника-постановщика; основы Кинооператорского мастерства; основы экономики организации и технологии фильмопроизводства; историю архитектуры, быта, стилей; историю российской и зарубежной кинематографии; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.
АССИСТЕНТ ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА ПО КОСТЮМАМ
Должностные обязанности.
Исполняет по заданию художника-постановщика по костюмам работы по изобразительному решению образов персонажен и массовки е период разработки замысла и в процессе его реализации. Подбирает по указанию художника-постановщика по костюмам изобразительный и документальный материал, необходимый для создания эскизов и изготовления костюмов в фильм*. Выполняет разработки отдельных эскизов по монтировке костюмов и личного реквизита, изготовляет рабочие чертежи деталей и кроя костюмов, составляет описание работ, монтировочные карты. Сдает заявки на необходимые материалы и заказы цехам, контролирует их выполнение. Составляет списки необходимых для съемки костюмов. Отбирает по указанию художника-постановщика по костюмам готовые костюмы и другие необходимые материалы на базах и складах студии. Представляет образцы материалов на утверждение художника-постановщика по костюмам. Готовит к каждой съемке костюмы и личный реквизит, следит за правильным одеванием их на съемочной площадке.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; основы техники рисунка и мастерства живописи; историю изобразительных искусств; историю костюма; основы мастерства художника-постановщика по костюмам; цветоведение; основы конструирования и способы моделирования одежды; технологию материалов и технологию изготовления костюмов; основы организации и технологии фильмопроизводства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.
ХУДОЖНИК ПО ГРИМУ
Должностные обязанности.
Создает средствами грима и пастижа внешние образы персонажей фильма в соответствии с общим творческим замыслом кинорежиссера-постановщика. Обеспечивает художественное качество грима, соблюдение на протяжении всей картины единства портретной характеристики, проведение гримерных работ в установленные сроки. Определяет совместно с режиссером-постановщиком, главным кинооператором, художник и установщиком портретную характеристику каждого действующего лица в соответствии с общим изобразительным стилем картины. Проводит гримирование актеров на фото- и кинопробах. Определяет все необходимые пастижерские изделия и материалы для грима и составляет их списки для генеральной сметы. Устанавливает с режиссером-постановщиком окончательные гримы. Руководит реализацией заказов в цехах студии по изготовлению париков, усов, наклеек и т. п., необходимых для картины. Гримирует основных исполнителей. Руководит работой по гримированию всех остальных персонажей эпизодов, участников групповых и массовых сцен, а также руководит работой гримеров по ремонту и изготовлению пастижерных изделий. Представляет директору съемочной группы предложения о назначении необходимого числа дополнительных гримеров при съемках с большими массовыми сценами. Сообщает ассистенту кинорежиссера час вызова актеров в целях обеспечения окончания их гримирования к началу съемки.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии; составление схемы построения внешнего образа персонажей; технологию производства грима (косметик); способы изготовления всех пастижерных изделий; основы цветоведения; принципы художественного освещения; назначение светофильтров; свойства материалов, применяемых при изгото
КОММЕНТАРИИ
Чтоб писать комментарии авторизуйтесь или зарегистрируйтесь