"Деловой Fresh-завтрак" Часть 3: Монография Олега Березина.
20.07.2014 23:35
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.
Третья часть
ОЛЕГ БЕРЕЗИН:
В моей жизни написание книги заняло примерно 6 лет — с момента, когда возникла первая мысль, до момента, когда это реализовалось в какое-то подобие книжки.
Российскому, американскому, мировому рынку кинопоказа свойственна определенная цикличность. Она существовала давно. Мы знаем недельные циклы: понедельник, вторник — посещаемость меньше, в выходные — больше. Мы знаем сезонные циклы: рост посещаемости в Новый год, и падение в какие-то другие месяцы.
Я задался целью попробовать выявить глобальные циклы, большие циклы. Это теория русского экономиста Кондратьева, который первый выявил и обосновал наличие больших циклов с периодом 40-60 лет. Я решил изучить, существуют ли такие циклы в кино.
Очень много времени ушло на то, чтобы перечитать массу литературы. И каждый раз я открывал книжку с замиранием сердца: сейчас я найду, что какой-то Джон давно уже всё написал, и можно эту тему закрыть. И для меня было большим удивлением и возбуждающей радостью, что эта тема нигде не освещалась.
Книга называется очень сложно: «Большие циклы и конъюнктура рынка кинотеатрального показа».
«Большие циклы» — понятно. Конъюнктура — это как складывается рынок: когда, например, вы видите, что ваш бизнес движется вперед, всё развивается. Это примерно то, что было на нашем рынке кино в начале нулевых. Это повышательная фаза конъюнктуры. И то, что мы видим сегодня: мы можем продолжать открывать кинотеатры, но мир немного изменился, и работать становится чуть-чуть сложнее. Меняется конъюнктура.
В книге много интересных кусков и идей, связанных с принятием новых технологий, с поведением зрителя, с появлением новых течений в кинематографе. В конце я говорю обо всех трех системах коммуникации со зрителем: большая система киноэкрана, домашний экран для группового семейного просмотра, и персональный экран, который только начинает зарождаться — ваш экран планшета или смартфона.
Я анализировал большие циклы продолжительностью 40-60 лет, пытался их выявить, а, выявив, пытался это обосновать известными факторами, которые влияли на рынок. Каждый цикл имеет несколько фаз: фазы оживления и процветания, затем наступает переломный момент, далее спад и депрессия.
На рынке американского проката я выявил два цикла, анализируя посещаемость как основной фактор. Первый цикл — индустриализация, — начался в 1910 году, когда кино из ярмарочного превратилось в индустрию. Пика этот цикл настигнет в середине 40-х годов, низшей точки — в 1970-71 году. И затем до 2000 года американский рынок находится в повышательной фазе. С 2000 года конъюнктура проката пошла вниз.
Если говорить об отечественном рынке, надо сказать, что много факторов влияло на изменение посещаемости, но суть была та же. Два очень важных момента. В 1921 году в связи с известными событиями произошел перезапуск цикла. То есть, начав в 1910 году, через 11 лет мы начали этот цикл заново. Затем, благодаря политике государства «насильственного поддержания рынка» у нас был очень долгий период развития до второй половины 60-х годов. И затем конъюнктура советского кинопроката пошла вниз.
Начиная с конца 60-х, годов рынок находился в понижательной фазе. В середине 90-х годов начался новый цикл, в котором мы сейчас находимся, и верхняя точка этого цикла приходится как раз на сегодняшнее время — 2013—2014 годы. Начиная с этого момента, цикл двигается в понижательную сторону. В этом ничего катастрофического нет. Это примерно как ветер: когда конъюнктура повышательная, ветер дует вам в спину и вам легко идти, когда понижательная — ветер дует вам в лицо, идти можно, но требуется больше усилий, затрат, зритель становится другим.
Из-за того, что в советском союзе цикл растягивался, у нас произошло смещение циклов. Но в настоящее время, благодаря тому, что рынок открыт, циклы постепенно синхронизируются. И примерно в 2020-х годах и американский, и российский рынок кинотеатрального показа снова пойдут вверх. Так что ждать осталось не так долго.
Я задумывался, что надо проанализировать Китай. Скорей всего, они находятся в повышательном тренде, потому что закрытая страна может жить в абсолютно своих временных рамках. Когда на одном рынке конъюнктура понижательная, то капитал начинает перетекать на рынки с повышательным трендом. И это причина, почему после 2000-х годов к нам начали проникать иностранные инвесторы, а также на китайский рынок.
В настоящий момент персональный экран и домашний экран находятся в повышательной фазе. Это оказывает влияние на кинотеатральный рынок. Когда рынок находится в понижательной фазе, на него легче давить. И сегодня мы видим, как телевизионный рынок домашнего экрана и персональный экран давят на кинотеатральный рынок большей посещаемостью, увеличивая кризисы.
Но самое интересное, что примерно в 2025 году все три фазы кинотеатрального рынка, домашнего и персонального экранов пойдут вверх, и все три системы коммуникации будут находиться в повышательной фазе. Появятся новые сервисы, вип-контенты, рассчитанные на все три аудио-визуальные системы.