[img]В Москве открылась выставка %22Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда...%22
Все, что вы хотели узнать о Бонде, и даже немного больше, можно увидеть на выставке в Мультимедиа Арт Музее %22Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда%22, подготовленной лондонским центром %22Барбикан%22 и компанией EON Production Ltd.
Элегантные костюмы Джеймса Бонда и золотой пистолет Скараманги (%22Человек с золотым пистолетом%22, 1974), котелок со стальными краями и первый знаменитый автомобиль Бонда, золотая комната из %22Голдфингера%22 (1964) и платья женщин Джеймса Бонда, фотографии со съемок и фрагменты фильмов… Словом, встречайте: Бонд, Джеймс Бонд в Москве. Не инкогнито.
Эта выставка, которая была центральным событием Лондонской Олимпиады 2012 года, подготовлена историком моды Бронвин Косгрей и дизайнером костюмов Линди Хемминг. Дизайн экспозиции - от Аба Роджерса, который получил доступ к архивным фондам %22бондианы%22, хранящимся в компании EON.
О выставке рассказывает Линди Хемминг. Та самая обладательница %22Оскара%22 за дизайн костюмов, что придумывала одежду для всех Бондов в течение 10 лет - от %22Золотого глаза%22 (1995) и до %22Казино %22Рояль%22 (2006), а также для трилогии про Бэтмана, и для сиквела про Лару Крофт, а также для фильма %22Гарри Поттера и Тайная комната%22…
Что сложнее: изобретать костюмы для английского джентльмена Джеймса Бонда или для выходца из комиксов Бэтмана?
Линди Хемминг: Работа, в сущности, та же на любом фильме. Вы должны понять персонажа, понаблюдать за актером. И придумать костюм для него. А будет ли это Джеймс Бонд, Брюс Вейн или обыкновенный человек в крохотном фильме, неважно. Процесс тот же самый.
Но часто кажется (разумеется, речь не о Джеймсе Бонде сейчас), что это вопрос не столько дизайна, сколько банального product placement’а. Одеваешь героя в костюм от Армани или Бриони - и все счастливы…
Линди Хемминг: Да, но хороший дизайнер выбирает одежду для персонажа не потому, что этот бренд известен, а потому, что он лучше помогает понять героя. Многие вещи Джеймса Бонда не имеют никаких %22опознавательных знаков%22, но как раз поэтому вы о них и не знаете.
Вы работали и для театра, и в киноиндустрии. Работа дизайнера костюмов в фильме отличается от работы в театре?
Линди Хемминг: В театре вы делаете все к премьере спектакля, и, собственно, после этого ваша работа закончена. В кино все намного сложнее. Мало того, что наряд для героев нужен ко дню съемок, а сроки - разные для разных эпизодов. Съемки могут начинаться хоть с конца. Соответственно, вы должны иметь в виду, что должно произойти с героем (и его костюмом, разумеется) к этому моменту. Скажем, может оказаться, что в первый съемочный день вы снимаете эпизод, когда на Бонда, допустим, напали, в него стреляли, он выбирался из огня и его пытались утопить. Соответственно, его костюм должен быть в соответствующем виде. Это проблема работы на фильмах в жанре экшн.
Другая проблема в том, что нельзя ограничиться одним нарядом. Потому что в боевиках у каждого актера есть каскадер. И скорее всего, не один, потому что каждый специализируется на своем трюке. Поэтому для одного эпизода с Бондом может понадобиться сразу несколько одинаковых костюмов. Иногда до 50. Естественно, это не только Бонда касается. Словом, когда заказываешь ткань, все это надо учитывать.
Джеймс Бонд - тип идеального британского джентльмена, который спасает мир и завоевывает сердца. За полвека, прошедшие со времени "Доктора "Нет", - мир изменился. Но Джеймс Бонд неизменен?
Линди Хемминг: Чепуха. Он стал совсем другим. Раньше офицер всегда был джентльменом. Я хочу сказать, что его готовили к военной службе, он достигал своих целей благодаря своему интеллекту, связям, властной позиции над другими людьми. Была дистанция между ним и остальными. Теперь все изменилось. Офицер в любой армии мира гораздо больше вовлечен в физические схватки. На военную службу приходят люди из разных социальных слоев, разного уровня образования. Наш герой прекрасно отражает эти изменения. Дистанция между ним и остальными почти исчезла.
Да, но он остается все тем же Бондом, несмотря на то, что Шона Коннери сменил Пирс Броснан, а теперь им на смену пришел Дэниэл Крейг…
Линди Хемминг: Сохраняется эмоциональное ядро характера. Того, который намечен в романах Флеминга: одинокий человек, довольно несчастный, который с трудом приспосабливается к окружающему миру. И, конечно, он остается в основе своей британским характером.
Меняются его враги, его оружие. И, конечно, меняется его одежда. Она должна соответствовать времени. Бонд не мог бесконечно носить типично английские костюмы, сшитые на заказ. Видите ли, у английских портных был особый стиль кроя костюма. К тому времени, когда Пирс Броснан стал Джеймсом Бондом, это стало уже анахронизмом. Для шпиона появиться в таком костюме несколько странно. Шпион не должен выделяться. Представьте, Бонд отправляется с миссией в Брюссель, и на него все начинают оглядываться: "Что это за костюм?". Идея была в том, чтобы его одежда стала более европейской, более легкой.
И вы решили одеть Броснана в костюмы от Бриони?
Линди Хемминг: Я выбирала портных - не марку. Это была компания, которая шила красивые и дорогие современные костюмы. И у них была возможность благодаря их способу работы сшить сразу много одинаковых костюмов. Мне нужны были люди, которые смогут справиться с большим объемом заказа.
Когда вы обдумывали одежду, Вы общались с сотрудниками секретных служб?
Линди Хемминг: Конечно. Они давали нам советы. Мы работали с военными, на кораблях, аэропортах, везде… Если вы работаете для Бонда, то вам открывают все (ну, или почти все) двери. Показывают, что носят, какая у них экипировка. Прототипы Бонда тоже заинтересованы, чтобы в фильме не было ляпов.
В фильме масса отсылок к реальной жизни. Например, в "Золотом глазе" появилась женщина в роли главы МI-6. Это было как раз время, когда в Британии женщина впервые возглавила разведку. Мы смотрели, какой у нее офис, какую она носит одежду. И все мы: и сценарист, и актеры, и дизайнер по костюмам использовали эту информацию, чтобы придать достоверность персонажу.
Выставка "Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда" была важнейшим событием культурной программы во время Олимпиады в Лондоне в 2012 году. Можно сказать, что это бренд Великобритании?
Что для вас как для человека, работавшего и над фильмами, и над выставкой, было специфически британского в этом проекте?
Линди Хемминг: Думаю, самая замечательная британская черта этого проекта в том, что он показывает, какую фантастически сильную киноиндустрию мы имеем. Наши специалисты востребованы во всем мире. Даже если фильм сделан в Америке, часто именно британцы создают прекрасные костюмы, спецэффекты, декорации, получая премии чуть ли не каждый год. Поэтому, на мой взгляд, выставка позволяет гордиться прежде всего британской киноиндустрией.
Но Голливуд все же, если говорить об индустрии, оказывается впереди.
Линди Хемминг: Ничего подобного. Даже в этом году люди в Голливуде жалуются, что у них мало работы, потому что все большие фильмы снимаются в Великобритании.
Надеюсь, то на выставке много интересного найдут не только поклонники "бондианы", но и молодежь, интересующаяся кино. Мы старались показать разные уровни работы дизайнера, которые остаются "невидимы" миру. Как и работа агента 007…