Личный кабинет

Битва за «28 панфиловцев»: Гарантийная плата за показ фильма – необходимость или препятствие?

30.11.2016 18:47

24 ноября 2016 года состоялся релиз военной драмы «28 панфиловцев», которая с успехом завершает первую прокатную неделю на второй строчке российского бокс-офиса с
результатом 180 млн. рублей. Однако, кроме положительного сарафана, фильм сопровождает неоднозначная ситуация, поднявшая проблему в отношениях дистрибьюторов и небольших кинотеатров. Компания NBCUniversal изначально установила для площадок с неудовлетворительными кассовыми показателями фиксированную плату за возможность показывать фильм, и многие кинотеатры остались без «28 панфиловцев», но после просьбы от Министерства культуры условие изменилось. Дистрибьюторы, владельцы и представители кинотеатральных сетей и кинотеатров в малых городах рассказали порталу «ПрофиСинема» в эксклюзивных комментариях, как отразилась на них эта ситуация, и поделились мыслями о вариантах решения.



Препятствие кинофикации

По мнению Эдуарда Пичугина, генерального директора «Киностудии Ленфильм» и совладельца сети кинотеатров «Кино Сити», проблема с тем, что крупные прокатные компании устанавливают для малых и средних кинотеатров фиксированный тариф, существует давно, но в случае с «28 панфиловцев» проявилась наиболее ярко:

«28 панфиловцев» - это ожидаемый отечественный патриотический фильм, который необходимо показать как можно более широкому зрителю, независимо от стоимости билета, может быть, даже в формате специальных показов, но введение фиксированной платы со стороны дистрибьютора ставит для многих площадок непреодолимое препятствие. Например, 20 кинотеатров сети «Премьер-зал» и 12 кинотеатров в Тульской области не смогли показать картину на таких условиях. Чтобы заплатить требующуюся сумму в 50 тысяч рублей, кинотеатр должен собрать 100 тысяч рублей, и если в маленьком городе с населением в 6 тысяч человек билет стоит 100 рублей, то фильм должен привлечь 1000 зрителей».

Крупные кинопрокатные компании, устанавливая порог для кинотеатрального показа российского кино, противоречат программе кинофикации малых городов, по мнению Эдуарда Пичугина. В случае с «28 панфиловцами» сторонам и Министерству культуры удалось договориться. Кинотеатры, у которых есть договорные отношения и отсутствует задолженность перед UPI, получат фильм без обязательства выплаты фиксированной суммы, но, по словам Вадима Иванова, генерального директора NBCUniversal, это для таких кинотеатров станет особым случаем.

Эдуард Пичугин, тем не менее, считает, что проблема может возобновиться в связи с выходом других отечественных картин, которые выпускают крупные дистрибьюторы. Он отмечает, что общие задачи должны решаться системно, в диалоге всех игроков рынка: в том числе, продюсерам стоит обсуждать с прокатными организациями возможность снятия ограничений для распространения российского кино в малых городах.
«На мой взгляд, NBCUniversal не патриотично подходит к этому вопросу: многие игроки рынка вместе с Министерством культуры приняли миссию по поддержке малых городов. Работа с небольшими кинотеатрами для всех накладна: много хлопот и никакой экономики. Тем не менее, это развитие индустрии на благо всех кинематографистов», - подчеркивает Эдуард Пичугин.

Отношение кинотеатров

Насколько фиксированная гарантия неподъемна для кинопоказчиков? Мнения директоров кинотеатров, к которым обратились корреспонденты «ПрофиСинема», разделились.

Например, Евгений Назарчук, директор кинотеатра «Луч 3D» в городе Нижняя Тура Свердловской области (население около 20 тысяч человек), считает условия несправедливыми и принял решение отказаться от фильма:
«Дистрибьюторы предлагают нашему кинотеатру не только российские фильмы по гарантии, но и американские блокбастеры. Они думают, что таким образом стимулируют работу, но у меня есть чувство, что коллеги не понимают реальности малых городов. Люди испытывают финансовые трудности в кризис, экономят деньги перед Новым годом, поэтому очень трудно собрать кассу. Кинотеатр в Нижней Туре не хочет работать в убыток, но каждый раз нам «выкручивают руки» с гарантией, поэтому от многих фильмов приходится отказываться. В то же время патриотические картины, такие как фильм «28 панфиловцев», нужно показывать аудитории, и у зрителя в нашем городе есть интерес к этому кино».

В кинотеатре поселка Куркина Тульской области, население которого около 5 тысяч человек, картина стартует на второй неделе проката.
«Требование гарантии, конечно, обременяет кинотеатр, но в конкретном единичном случае её можно осилить. Если же такая практика будет развиваться, мы просто не сможем работать. Кинотеатр в будни посещают, в лучшем случае, 5 человек, а в выходные по 20-30 человек, однако многие ждали «28 панфиловцев». Именно военное кино пользуется самым большим спросом», – рассказал Иван Евстратов, директор кинотеатра в поселке Куркине.

Александр Прохоров, директор кинотеатра «Олимп» в г. Екатеринбурге и кинотеатра «Ретро» в г. Лесной Свердловской области, считает, что «28 панфиловцев» - не лучший пример для анализа данной проблемы:
«Установление гарантии на российское кино со стороны дистрибьютора – шаг понятный, и в случае с «28 панфиловцами» для моего кинотеатра она была небольшой (20 тысяч рублей) и оправданной. Эту сумму легко можно отбить, особенно, учитывая, что фильм оказался очень качественным продуктом и вызвал интерес у зрителя. В наших кинотеатрах он лидировал на протяжении трех первых дней (четверг – суббота), опережая «Фантастические твари и где они обитают» и уступив им только в воскресенье. Предварительная работа прокатчиков и производителей дала хорошие результаты, привлекла возрастную аудиторию. В целом, если я считаю гарантию неоправданной, не уверен в проекте и не вижу в нем коммерческого потенциала, я могу отказаться от фильма».

Позиция дистрибьютораЧем руководствуется дистрибьютор, выдвигая требование фиксированной гарантии, и какое количество кинотеатров не получило фильм «28 панфиловцев»? Вадим Иванов, генеральный директор NBCUniversal, приводит цифры по выходу картины в России в сравнении с другими крупными релизами:
«28 панфиловцев» - 1035 площадок,
«Батальон» - 978 площадок,
«Битва за Севастополь» - 1006 площадок,
«Ледокол» - 1093 площадки.

Самый широкий релиз NBCUniversal в 2016 году - «Тайная жизнь домашних животных». У него было на 160 площадок больше, чем у «28 панфиловцев». В разговоре с нами Вадим Иванов предложил отсортировать кинотеатры по убыванию кассовых сборов и выборочно посмотреть на цифры из отчетов, так называемого, «хвоста» (150 кинотеатров, замыкающих рейтинг) на первый прокатный день, четверг (прим ред. – разговор состоялся в понедельник, когда дистрибьютор располагал только этими данными).
На 880 позиции из 1035: двухзальный кинотеатр «Комсомолец» в городе Кузнецк Пензенской области поставил 4 сеанса «28 панфиловцев», на которые в четверг пришло 19 человек.
На 921 позиции однозальный кинотеатр «Кристалл» в городе Партизанск в Приморском крае, на 3 сеанса пришло 7 человек.
990 позиция: двухзальный кинотеатр «Новгород» в Великом Новгороде, на 2 сеанса в четверг пришли 4 человека. В Великом Новгороде, численность населения которого более 200 тысяч человек, всего с «28 панфиловцами» работало 2 площадки: в кинотеатр «Мираж» на 10 сеансов пришло 139 человек.


«Если на «Тайной жизни домашних животных» кинотеатр зарабатывает 100 тысяч рублей, а, например, на «Ледоколе» 15 тысяч рублей, то возникает резонный вопрос: могут ли маленькие кинотеатры собирать деньги на кино, отличном от масштаба международных блокбастеров?» – комментирует Вадим Иванов.
Определенные критерии отсева слабо работающих площадок заложены в коммерческую политику компании. Кинотеатру, который не дает необходимых кассовых сборов, предлагаются варианты минимальной гарантии при сохранении процентного распределения сборов. Каждая площадка оценивает, сколько она может собрать на фильме, сопоставляет возможности и принимает предложение или отказывается. Вадим Иванов считает, что многие кинотеатры изначально отказались от «28 панфиловцев», потому что неправильно оценивали потенциал фильма.

«Каковы могут быть причины таких слабых кассовых сборов? Кинотеатр либо плохо работает – с самим кино или со зрителем, либо укрывает сборы. Дистрибьютор несёт ответственность за все цифры, которые он предоставляет в отчете, перед продюсером фильма. В случае с Великим Новгородом у меня нет логичного объяснения, почему в двухсоттысячном городе одна из двух работающих площадок дает в стартовый день такие ничтожные результаты. Теперь представьте, что мы добавим еще 160 площадок, которые приводят в день максимум по 5-10 человек вне зависимости от количества сеансов. Мы увеличиваем «хвост», а, значит, собственные издержки. Да, в этом случае расширяется география покрытия, но это не будет иметь никакого позитивного эффекта на долю российского кино. Поскольку для этого нужны зрители, которых, по сути, нет. Все понимают, что со стороны государства и других игроков рынка предпринимаются усилия по открытию этих площадок, и прокатчики также делают максимум возможного, но в результате мы имеем такие показатели. Министерство культуры обратилось к нам с просьбой рассмотреть возможность предоставить кино этим кинотеатрам, и в случае с «28 панфиловцами» мы готовы внести изменения в коммерческую политику компании, но это станет последним шансом для площадок проявить себя», - отмечает Вадим Иванов.

Издержки По словам Вадима Иванова, работа по росписи неэффективных кинотеатров влияет на общую эффективность компании:
«Сотрудники вынуждены львиную долю своего времени тратить на так называемый «хвост», зачастую упуская хорошо работающие кинотеатры, которым тоже, в том числе с «28 панфиловцами», нужна помощь с росписью. Таким образом причиняется ущерб эффективным кинотеатрам, а, следовательно, и эффективности всей нашей работы.
Издержки включают логистические и технические расходы на подготовку и отправку цифровой копии и рекламных материалов. Если они направляются, например, в районный центр за Уралом, то у нас проходит как минимум две отправки, состоящие из нескольких логистических звеньев, включая авиаперелёт»
.

По мнению Эдуарда Пичугина, затраты дистрибьютора несопоставимы с выдвинутыми требованиями:
«Хлопоты с росписью сети и малого кинотеатра: транспортировка копии на жестком диске или посредством спутниковой связи, работа юристов, бухгалтерии, заключение договора, контроль отчётности – практически одинаков. Поэтому я считаю, размер фиксированной платы завышен, и если бы кинотеатрам предложили обоснованную цифру, проблем бы не было ни у кого».


Владимир Петелин, директор сети кинотеатров «Премьер-зал», считает, что действия дистрибьютора, как коммерческой структуры, оправданы, и ситуация не до конца проработана со стороны государства, но нужно продолжать работать в этом направлении.
«Перед Министерством культуры и Фондом кино стоят задачи по повышению доли российского кино в прокате, и программа субсидирования новых кинотеатров в малых городах, казалось бы, правильна и логична. Однако на этапе разработки идеи не была учтена себестоимость проката. Дистрибьюционные компании, в этой ситуации оставшиеся без поддержки, действуют, как правильно организованные бизнес-структуры, призванные зарабатывать деньги. Поэтому прокатчики вынуждены, чтобы не работать в убыток, давать кинотеатрам фильмы под минимальную гарантию. «Премьер зал» имеет опыт в дистрибуции, и, на мой взгляд, себестоимость проката выражается в меньших цифрах, но, вероятно, экономика отличается. Я не хочу однозначно обвинять крупных дистрибьюторов в завышении фиксированной платы, но считаю, что в случае с прокатом отечественного кино в малых городах нужно постараться привести цифры к минимально возможным».
Кроме того, Владимир Петелин отмечает, что государство может стимулировать беспрепятственную доставку контента в субсидированные кинотеатры: «Необходимо довести идею до логического завершения, чтобы конвейер кинопроката заработал на благо кинотеатров и российского кино».

Министерство культуры за запрос портала «ПрофиСинема» комментария Владимира Мединского по поводу сложившейся ситуации ответило:
«Возникший спор нельзя назвать проблемой. Вопрос предоплат, который привел к спорной ситуации между кинотеатрами и компанией NBCUniversal при прокате фильма «28 панфиловцев», не имеет прямого отношения к программе кинофикации малых городов. Он находится исключительно в компетенции компании-прокатчика и кинотеатров как участников кинорынка. На настоящий момент ситуация разрешилась в рабочем порядке посредством переговоров между ними».* * *Увеличение доли российского кино за счет субсидирования кинотеатров и квоты на показ – начальный этап кинофикации страны, следующий – привлечение зрителя и повышение коммерческой эффективности новых площадок. Кинотеатры в малых городах нуждаются в поддержке государства и других игроков рынка. С другой стороны, важно сохранять баланс без вреда любой из звеньев цепи, а также стимулировать новые кинотеатры к самостоятельному развитию. Очевидно, что индустрия не терпит типовых решений, требует диалога кинематографистов и систематизированного комплексного подхода к решению обозначенной проблемы.

Автор: Кристина Манжула

Источник

Возврат к списку


КОММЕНТАРИИ


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Кинотранспорт в аренду