11 июня в кинотеатре "Октябрь" состоялась премьера российского фильма "Форт Росс: В поисках приключений". Чем необычна эта картина? Об этом культурный обозреватель Антон Долин беседовал с режиссёром фильма Юрием Морозом и его продюсером Дмитрием Харатьяном в программе "Культурный вопрос" на радио "Вести ФМ".
Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня наш "Культурный вопрос" посвящен приключенческому кино новому. И повод для нашей встречи и разговора - это картина под названием "Форт Росс", картина довольно необычная для современного российского кино. Почему и чем - сейчас мы это будем подробно вам рассказывать вместе с гостями нашей студии. Здесь у нас режиссер картины Юрий Мороз. Юра, привет.
Мороз: Добрый день.
Долин: Ну а также здесь Дмитрий Харатьян. Дима, привет.
Харатьян: Привет. Долин: И вы, конечно, наверное, будете считать, что Дмитрий сыграл там главную роль и всех убил своей мощной шпагой и прыгал с коня на коня, но это не так.
Харатьян: Ан нет!
Долин: Ан нет. Дмитрий в этом фильме участвует в нетривиальном для нас всех качестве продюсера. Вот. Ну, Дима, давайте, может, с вас и начнем.
Харатьян: Начните.
Долин: Как это получилось, что в такой картине вы не разрубаете кого-нибудь своей русской шпагой, а вместо этого сидите в каком-то кресле или, хуже того, стоите за режиссерским креслом, делая пассы над его головой...
[IMG ID=789]
Харатьян: Нет, нет. Шесть лет назад я впервые услышал это словосочетание "Форт Росс", и повеяло таким Фенимором Купером, каким-то малоизвестным приключенческим романом. Услышал я это из уст моего однокурсника по театральному училищу имени Щепкина Дмитрия Полетаева. И оказалось, что это никакой не Фенимор Купер, хотя в Америке происходит действие.
Долин: Немножко под Фенимора, чуток.
Харатьян: Ну, может быть. Это уже по результату вы судите, а я говорю о первых впечатлениях. А он мне сказал, что да нет, это русская крепость-поселение, она до сих пор существует, ей почти 200 лет, рядом с Сан-Франциско, 158 километров. И вот с этого началось увлечение этой темой, а дальше больше - русская Америка. А потом, значит, возникла идея создания фильма, Дима Полетаев написал роман "Форт Росс", по которому, по мотивам которого собственно мы и сняли этот фильм с Юрием Павловичем, был написан сценарий, и вот этот результат этого труда многолетнего сейчас выходит на экраны нашей необъятной родины.
Долин: Юра, ну как раз твоему участию в этом я совершенно не удивляюсь, несмотря на нашу страннейшую с тобой случайную встречу на Мальте, куда я прилетел вместе с Европейской киноакадемией вручать ее призы, а ты там собственно работал над картиной.
Мороз: В этот момент снимали картину.
[IMG ID=788]
Долин: Да. Но ты известный отечественный классик приключенческого кино, ну действительно много разных совершенно фильмов для самых разных категорий зрителей возрастных снимал. Мне кажется, для таких маленьких (фильм 6+) ты еще ни разу ничего не делал. Я путаю что-то?
Мороз: Нет, наверное, была все-таки картина "Подземелье ведьм".
Долин: Ну да, она чуть более подростковая.
Мороз: Да, более подростковая, а это еще для более маленьких. Ну, нет, не знаю, мне кажется, что жанр такой, что позволяет разной аудитории возрастной смотреть, это интересно и молодым, наверное, и в то же время сама история, ну та, которая заложена внутри, она интересна, наверное, будет и более старшему возрасту.
Долин: Ну вот давайте тогда об истории. Не заходя в какие-то культурологические дебри, во всяком случае пока что.
Мороз: Да. Долин: Там есть два пласта. Один такой исторически-патриотически-познавательный о том, что было такое понятие, явление, как русская Америка. Что была часть Америки, когда в Америке еще говорили по-испански не меньше, чем по-английски, и это была вообще страна, где жили представители самых разных, значит, народов, языков и культур, и все еще, наверное, не было забыто словосочетание Новый Амстердам, а не Новый Йорк.
И вот об этом фильм рассказывает в какой-то игровой форме. С другой стороны, у нас есть приключенческая история о путешествиях во времени, о молодом журналисте, даже, наверное, о съемочной группе правильно сказать, которая, получая в качестве приложения на iPhone машину времени, отправляется туда, вдаль, и все это узнает. Все-таки что здесь первично для вас как для авторов, я попрошу вас по очереди ответить, авантюрный сюжет, то есть приключенческий жанр, или вот эта историческая, ну а местами псевдоисторическая, как без этого, основа?
Харатьян: Кстати, интересно, потому что меня в последнее время журналисты спрашивают: а почему Юра Мороз - приключенческий жанр? А где он, чего такое, это же Достоевский и Каменская...
Долин: Люди плохо знакомы с историей вопроса.
Харатьян: Я говорю: слушайте, а "Подземелье ведьм"? Ну, ребята, ну вы вспомните, что он с этого начинал, он с этого начинал.
Мороз: Ну, это было так давно, что журналисты, которые спрашивают...
[IMG ID=787]
Харатьян: А 6+, кстати, это не потому, что для детей, а потому, что как раз семейное кино, и можно пойти и с детьми, и взрослым, вообще всем поколениям.
Долин: 6+ - это прекрасно, я это только поддерживаю.
Харатьян: Это прекрасно. Значит, форма и содержание - вопрос. Для меня первично, конечно, содержание. Вторично, но важно для понимания и восприятия именно той целевой аудитории, на которую рассчитан фильм, это, конечно, форма. Вот коротко отвечаю.
Мороз: Для меня, понятно, что изначально было содержание, потому что там заложена некая история, но она в большей степени осталась за кадром, потому что та форма, которую выбрали, она все-таки...
Невозможно углубляться, делая жанровое приключенческое кино, невозможно углубляться в исторические дебри.
Поэтому скорее для меня преобладает форма. Если кого-то эта форма зацепит...