«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, Дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

Бэтмен: История.



В пятницу и субботу в кинотеатре «Пионер» покажут фильмы «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992). По этому случаю мы решили вспомнить, как менялась бэтмениана с момента создания и по сегодняшний день.


1930-Е. БЭТМЕН. НАЧАЛО







1 \ 2


Ключевые выпуски: Detective Comics № 27 — первое появление Бэтмена. В 1938 году выходит Action Comics № 1 — дебют Супермена и первый в истории самостоятельный комикс, не часть газеты или какого-то журнала. Грандиозный успех нового формата провоцирует издателей на поиски новых персонажей, а за спросом подтягивается и огромное количество вчерашних карикатуристов и аниматоров.

Один из них, Боб Кейн, предлагает издательству DC Comics персонажа по прозвищу Bat-Man — смесь Супермена и Зорро в исполнении Дугласа Фэрбенкса. Скромный напарник Кейна Билл Фингер дорабатывает идею, придумывает имя Брюс Уэйн и историю персонажа. В мае 1939 года Бэтмен впервые появляется на страницах криминальной серии Detective Comics № 27. Бэтмен моментально стал хитом и уже не сходил со страниц комикса.

Но весь пафос героя не помешал его создателям погрязнуть в достаточно сомнительных этических проблемах: Фингер не был указан как соавтор, из-за чего остался без заслуженной славы и связанных с ней денег, и лишь после его смерти Кейн признал Фингера одним из создателей Бэтмена.
1940-Е. РОЖДЕНИЕ ТЕМНОГО РЫЦАРЯ




1 \ 4


Складывающийся вокруг Бэтмена мир оказался настолько ярким и герметичным, что главное событие 1940-х — Вторая мировая — фактически прошло мимо него. Пока остальные герои боролись с нацистами, создатели комиксов о Бэтмене занимались оформлением канона героя. Именно в эту эпоху появился город Готэм, где поставили бэт-сигнал, а под поместьем Уэйнов нашли пещеру — идеальное убежище для героя. А еще в 1940-х впервые проявился конфликт, который существует и до сих пор: «мрачный» Бэтмен против «развлекательного».

Понятно, что комиксы в принципе служат для развлечения, но «мрачный» Бэтмен, скорее, апеллирует к готичной части канона, в то время как «развлекательный» — к общесупергеройской. Так и Бэтмен в начале 1940-х еще не стеснялся убивать противников, а к концу уже старался вести себя как образцовый гражданин. В 1940-х появился и первый телесериал о Бэтмене: на экране одутловатый герой с трудом переваливался через карнизы и допрашивал злодеев, окруженный пластиковыми летучими мышками на резиночках. При этом в сериале нет ни намека на самоиронию.
1950-Е




1 \ 2


Неторопливо начавшиеся для комикс-индустрии пятидесятые громыхнули в 1954-м, когда психолог Фредерик Вертэм опубликовал книгу «Совращение невинных». Вертэм разгромил комиксы как рассадник всего недостойного образцовых американских детей. И хотя под удар в основном попали жесткие даже по нынешним меркам криминальные комиксы в духе Crime Does Not Pay, по супергероям тоже прошлись: Чудо-женщину назвали проповедником БДСМ и фемдома, а Бэтмена с Робином — парочкой гомосексуалистов. Атака Вертэма спровоцировала защитную реакцию в индустрии, которая ввела собственные этические стандарты.

Сами комиксы в этот момент полностью отказываются от мрачности и уходят в развлечения. Сюжеты становятся все более самопародийными: Бэтмен то превращается в Робина, то становится одержим цветом своего костюма, то обзаводится собственной бэт-гончей, Эйсом. Да и противники Темного рыцаря тоже изменились: все чаще он вынужден был сражаться с инопланетянами, нестрашными монстрами и дурацкими злодеями. Например, юбилейный 300-й выпуск Detective Comics ознаменовался схваткой с Мистером Горошек.
1960-Е. БЭТМАНИЯ



1 \ 3


Парадоксально, но залогом невероятного успеха Бэтмена в 1960-х стали поствертэмовский невинный кэмп в комиксах и случайная абсурдность сериала 1940-х. Повторный показ «Бэтмена» 1943 года вдохновил «Двадцатый век Фокс» на создание нового сериала. «Бэтмен» с Адамом Уэстом в главной роли вышел на экраны в 1966-м и моментально стал сенсацией, породив бэтманию в масштабах всей страны. Сериал даже не прикидывался серьезным: Уэст бегал с гигантской бомбой из папье-маше и танцевал, драки сопровождались рисованными звукоподражаниями «БАХ» и «ДЗЫНЬ», все было невероятно ярким и звонким.

Неудивительно, что Бэтмена тогда полюбили не только дети, которые были первоначальной аудиторией сериала, но и взрослые, увидевшие на телевидении идеальный поп-культурный продукт, ироничные ожившие картины Роя Лихтенштейна. И пока комиксы про Бэтмена следовали генеральной линии сериала, а продажи росли, боссы DC Comics могли не обращать внимания на дерзких конкурентов из Marvel.

Те резво стартовали в 1962-м, собрали мощную команду и постепенно заявили о себе гораздо более «зрелыми» и реалистическими комиксами. В 1968-м шутка с Бэтменом перестала быть смешной, сериал закрыли, и комиксы оказались один на один с конкурентами, которые идеологически обошли их на десятилетие.
1970-Е



1 \ 3


Спасать положение призвали сценариста Дэнни О’Нила вместе с художником Нилом Адамсом. Их вклад описать довольно просто: Бэтмен, каким вы его знаете, — работа О’Нила и Адамса. Читатели быстро поняли, что век невинности закончился: на обложке Detective Comics № 408 Робин рассыпался в прах прямо на руках у напарника. Бэтмен О’Нила — это Брюс Уэйн, который вспомнил об убитых родителях, это человек, для которого борьба с преступностью — навязчивая идея. Место яркой поп-культуры занимает сине-черная готика, вдохновленная Эдгаром По и Кафкой.

Характерно, что О’Нил тоже обратился к вечной теме двойников Бэтмена. В его комиксах герою противостояла громадная антропоморфная летучая мышь по имени Man-Bat. Но еще большая заслуга сценариста — возвращение Джокера в комиксы, где его не видели почти 20 лет. Даже когда О’Нил перешел на другие комиксы, истории о Бэтмене продолжали развиваться в заданном им ключе.
1980-Е



1 \ 3


То, что было круто для комиксов 1970-х, спустя десятилетие стало общим местом. Продажи постепенно начали падать, и в середине 1980-х DC Comics начали судорожно искать способ все исправить. Спасение пришло в лице молодого таланта Фрэнка Миллера («Город грехов», «300»). Он создал для DC мини-серию «Возвращение Темного рыцаря» — антиутопию о стареющем Бэтмене, атомной войне и суровом правосудии. После успеха «Возвращения» Миллеру доверили и перезагрузку основной линейки комиксов о Бэтмене — его сюжет «Год первый» стал точкой отсчета для новых сценаристов. Ярый республиканец Миллер не верит в потусторонние силы и не доверяет государству, которое разъела коррупция.

Его Бэтмен — добро с кулаками, высшая справедливость, которая может сломать челюсть. А главный британский сценарист эпохи Алан Мур («Хранители», «V — значит Вендетта») в комиксе «Убийственная шутка» оформил Джокера как безумную антитезу Бэтмена, где место справедливости занимал хаос. Удивительным образом фильм Тима Бёртона, вышедший в 1989 году на волне успеха этих комиксов, заимствовал из них лишь визуальность. Бэтмен Бёртона — функция, с помощью которой он показывал Готэм-сити и населяющих его злодеев.
1990-Е



1 \ 3


1990-е были печальной эпохой, когда благодаря появлению магазинов комиксов издатели начали ориентироваться исключительно на хардкорных фанатов. А им надоела многозначительность 1980-х. Они хотели героев покруче, злодеев пострашнее и побольше драк. И главное — много Бэтмена. Потому выходит все больше серий о самом герое и «бэт-семье» (Робин, Женщина-кошка и т. д.), и, чтобы стимулировать читательский спрос, все ключевые сюжеты 1990-х распределены по ним. Чтобы узнать всю историю того, как Бэйн сломал Бэтмену позвоночник, читателю пришлось покупать комиксы из семи различных серий. А кульминация Бэтмена 1990-х, сюжет «Ничейная земля», уже растянулась почти на 80 комиксов из 15 различных серий.

И пусть Дэнни О’Нилу удалось отстоять внешний вид и дух Бэтмена, чехарда сюжетных линий запутывала и читателей, и сценаристов. Комиксы становились все более насупленными, трещали под собственной мифологией, но спасением стали небольшие мини-серии, лежащие вне основного повествования. Так, в 1990-е дуэт Джефа Лоэба и Тима Сейла выпустил сюжеты «Долгий Хеллоуин» и «Темная победа» — невероятно стильные нуарные приключения Бэтмена где-то в прошлом, в районе «Года первого».
2000-Е И СОВРЕМЕННОСТЬ



1 \ 3


Постмодернизм добрался до комиксов о Бэтмене, когда DC Comics пригласили одного из самых талантливых комикс-сценаристов современности Гранта Моррисона. Тот сработал в своей излюбленной манере: сначала исследовал, кто вообще такой Бэтмен для сегодняшнего дня, а затем прошелся по корням героя, осмысливая давно забытые сюжеты 1940–1950-х и вписывая их в современный канон. В 2011-м DC Comics разом перезапустили всю свою комикс-вселенную, а вместе с ней и Бэтмена.

В результате все попытки Моррисона нарушить статус-кво были фактически отменены: новые комиксы Скотта Снайдера подчеркнуто безлики, как его новый Джокер. В итоге самое интересное начало происходить в отдельных мини-сериях и других ответвлениях бэт-вселенной. Так, в Batman: Year 100 свой взгляд на будущее Бэтмена дает гениальный Пол Поуп. Комикс Gotham Central рассказывает о жизни обычного полицейского участка в Готэм-сити и каково быть полицейским в мире Бэтмена. Batwoman рассказывает о непростой геройской карьере Кейт Кейн, которая к тому же лесбиянка (автор серии чуть не ушел из DC Comics, когда ему не разрешили включить в комиксы свадьбу Кейн). На этом фоне мейнстримовый Бэтмен никак не может найти собственное лицо.

Он похож на фильмы Кристофера Нолана — регулярно осмысляет какую-нибудь часть мифологии Бэтмена, но не меняет ее дух. Бэтмен стал священной коровой — недаром злобный Моррисон ввел в один из своих комиксов бэт-корову. Впрочем, пока он остается популярным и продаваемым, DC Comics вряд ли будут что-то делать с самим героем: им вполне достаточно узнаваемой маски.


ТЕКСТ ВАСИЛИЙ ШЕВЧЕНКО
ИСТОЧНИК
Теги: кино, США, комиксы, франшиза, бэтмен

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду