«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

Алексей Волин: «Министерство должно не мешать. Мы не мешаем». БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ.




Турбулентность в зоне интернета, новая экология рекламного рынка на телевидении, системные зачистки кабельных операторов — на эти и другие вопросы, будоражащие медиаиндустрию, Елене Афанасьевой специально для Variety без лишних сантиментов ответил заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин, один из самых, пожалуй, нетипичных представителей власти, профессионал с большой буквы, чье мнение часто бывает резким, не совпадающим с общепринятым, но никогда скучным и бюрократическим.

"У меня бардака нигде не было!"

Алексей, вы работали в государственных медиа, в правительстве, в частном бизнесе, теперь вернулись на госслужбу. Когда вы были во главе « Издательского дома Родионова »или « Амедиа», вам как руководителю было необходимо профильное министерство?

Нет.

Зачем же тогда министерство?

Помимо частных средств массовой информации, существуют и государственные СМИ...

Ими надо рулить?

Ими надо заниматься. Любая собственность требует, чтобы ею управляли. Это первое. И второе: министерство создает правила игры на рынке. От министерства зависит, будет ли участникам рынка проще или тяжелее. Наша задача, чтобы участникам рынка было проще. Когда я был на рынке, я легко обходился без министерства, потому что прекрасно понимал, как я могу решить ту или иную проблему. Но если министерство делало что-то, от чего рынку становилось тяжелее, это все от меня требовало определенного количества усилий. А участники рынка должны меньше усилий тратить на то, чтобы обходить вещи, которые придумывает государство, а больше - на то, чтобы повышать свою конкурентоспособность и зарабатывать больше денег. Министерство должно не мешать. Мы не мешаем.

Какие-то взаимоисключающие тезисы получаются — «мы не мешаем », «министерство не нужно », но «оно нужно »...

Оно нужно, еще раз говорю, чтобы создавать правила игры.

Хорошо, какие правила игры за время вашей работы удалось изменить?

Первое, мы улучшили ситуацию с распространением печатных СМИ — ввели нормативы по точкам продажи газет и журналов в регионах. Нас долго об этом просили представители издательского бизнеса. Второе, мы приняли решение не отключать с 2015 года аналоговое вещание телевизионных каналов, чем сохранили жизнь для более чем 500 региональных телекомпаний, которые могли попасть под отключение, потому что у них не было частоты в цифре. Третье, мы сегодня вводим две модели на рынок существования телевизора модель рекламную и модель подписную, четко определяя правила игры для каналов, которые живут по рекламе и бесплатны для потребителей, и каналов, которые живут на основе подписки. Следующее, мы помогаем наладить отношения и мы уже это сделали между производителями контента и интернет-площадками, с точки зрения борьбы с пиратством. Мы исходили из того, что необходима согласованная позиция, которая устраивала бы и интернет-площадки, давая им возможность зарабатывать, и правообладателей. Далее, мы организовали диалог по выработке правил игры между операторами кабельного телевидения и телеканалами, которые определили, на каких условиях какие каналы взаимодействуют с кабельщиками...

Очень много сразу тем и вопросов, требующих уточнений. После работы в разных структурах, вам какая модель ближе — легкий бардак и теснота издательского дома, или пустота и длина министерских коридоров и кабинетов?


У меня бардака нигде не было! У меня система всегда достаточно понятная и простая —максимальная доступность для любого уровня сотрудников. Любой сотрудник может обратиться ко мне к любым предложением, я в обязательном порядке его выслушаю. Но оставляю за собой право уволить за идиотизм.

Вы говорите про стиль руководства, а я сейчас, скорее, про среду обитания. Визуальную. Входишь в министерское здание — бесконечные коридоры, двери, таблички, приемные... А в местах, где вам довелось поруководить частным бизнесом — теснота, мельтешение, броуновское движение...

Броуновское движение ближе, конечно.

И как вам здесь?


Создаю здесь броуновское движение! Создаю климат вокруг себя. Тот, который мне удобней.

Первым из достижений министерства вы назвали регламентирование распространения печатных СМИ за счет введения нормативов по точкам продажи газет и журналов. Нет ли противоречия? Ведомство, которое отвечает за успешную интернетизацию всей страны, в то же время делает искусственное дыхание умирающим региональным бумажным изданиям.


Это не искусственное дыхание. Это товаропроводящая сеть, которая искусственным образом выживалась и гнобилась. Ряд мэров и начальников в регионах хотели, чтобы на улицах города продавали пиво, что более рентабельно, а не газеты и журналы. Наличие газетных и журнальных киосков является частью культурной среды любого города. В том же самом Париже или Риме вы увидите достаточно большое количество газетных киосков. Если говорить про региональную жизнь, то люди в регионах не в таком уж большом количестве гаджетами пользуются, и печатные СМИ там еще долгое время будут жить.

А вы сами как газеты и журналы читаете?

Только в электронном виде.

Тогда для кого эти меры? Для потребителей старшего поколения, которое еще не интернетизировано в достаточной степени?

Я бы говорил не про поколение, я говорил бы про среду обитания. Если речь о районных центрах...

...то вы думаете, что там бумага навсегда?

Не навсегда, но на ближайшие лет 10 точно.

Не лучше усилия министерства направить на создание удобного и недорогого доступа в интернет в каждом упомянутом райцентре?

Одно другому не мешает. Это не означает, что если мы будем заниматься сейчас широкополосным доступом, мы должны создать условия для гибели печатных газет. Все должно происходить естественным путем.

Но силы и средства любого министерства не безграничны. Вам неизбежно приходится выбирать тратить ли все это на поддержку печатной прессы или на широкополосный доступ...

У нас много сил, хватает и на то и на другое. У нас вообще дофигища еще на что хватит!

"Один из проектов нашего министерства - это медиа-грамотность"

Сейчас многие цитируют Марка Пренски с его теорией деления ныне живущих на Digital Natives и Digital Immigrants. У первых, в массе своей рожденных после 1980 года, уже присутствует цифровой ген, который определяет иной способ мышления и восприятия. А вторые, сколько бы ни читали газеты и журналы на электронных носителях, навсегда останутся цифровыми «иммигрантами », потому что выросли в другой среде. Ваше министерство в первую очередь на какую из этих групп потребителей ориентируется?

И на тех и на других. Среди потребителей наших услуг — а мы рассматриваем население страны как потребителей услуг министерства — есть и люди, которые живут в этой цифровой среде, и люди, которые в ней не живут. Мы должны предоставить свой продукт и свои усилия для всех групп. Мы поддерживаем оба тренда. Мы говорим газете: если ты не будешь развивать свой интернет-ресурс, то в конечном итоге ты загнешься. Многие люди в регионах не знают, каким образом можно хорошо и эффективно зарабатывать на интернете. Потому что эти вещи очень часто обсуждаются на других площадках, в том числе международных, куда человек из Ужопинска просто не в состоянии поехать.

Так может, тогда задача министерства не ларьки на главной улице менять, а сделать так, чтобы подобные образовательные и дискуссионные площадки были здесь?


И мы такие площадки создали! В частности, в ноябре месяце будем в Екатеринбурге проводить большое Всероссийское совещание руководителей региональных СМИ, где будем рассказывать и о способах заработка в интернете. Главная цель этого совещания —повышение конкурентоспособности региональных СМИ. Мы постоянно ведем дело к тому, что СМИ, особенно региональные, не являются инвалидами, они в состоянии нормально зарабатывать себе деньги. Наша задача помочь им эти деньги заработать.

Но для того, чтобы местные СМИ могли заработать в интернете, вы должны еще создать среду для потребителей.


Доступом в интернет мы тоже занимаемся. Есть программа проведения широкополосного доступа. К концу 2018 г. все населенные пункты свыше 500 человек получат ШПД.

Сколько такой доступ будет стоить для жителей?


Это будет зависеть от оператора. Когда оператор протащит оптоволокно — а это условие его функционирования — дальше оператору нужно будет давать услуги по той цене, которую потребитель в состоянии заплатить.

Когда вы все это протащите, в 2018 году, вам нужно будет продолжать поддерживать киоски на улицах?

Посмотрим, как будет спрос. Не исключаю, что нужно. Я абсолютно уверен, что тот же самый глянец в интернет не уйдет.

А глянец востребован в населенных пунктах с численностью жителей 500 человек?

А почему нет?

Трудно представить там Tatler с колонкой, например, как правильно увольнять прислугу.

Но есть Burda и Cosmo.

Burda и Cosmo не «глянец » по сути, а дешевый потребительский контент, просто изданный на более качественной бумаге.

Cosmo? Все-таки, скорее, глянец.

Мы с вами, хочется нам того или нет, из поколения «цифровых иммигрантов ». А ваш непосредственный руководитель, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, родившийся в 1982 г.,очевидно принадлежит к Digital Natives. Есть разница работать с людьми из своего цифрового поколения или из нового?

Никакой. Они не живут в иной медийной реальности, просто увеличилось количество источников информации. Поэтому один из проектов нашего министерства - это медиа-грамотность.

Медиа-грамотность для кого?

Для всех.

"Не монополия это! Юристы доказали"

Переходим к более интимным вопросам. Зачем понадобилось создавать New VI? (Единый продавец телевизионной рекламы, созданный «Газпром-медиа », ВГТРК, Первым каналом и НМГ на основе «Видеоинтернешнл », — прим. V.)


Потому что в условиях падения рекламного рынка излишняя конкуренция на этом рынке между количеством крупных операторов приводила к снижению цены на рекламу. Это можно было делать в условиях, когда рынок рос, но в условиях кризиса на рекламном рынке и падения продаж лучше иметь одного оператора, который, собственно говоря, позволит оптимизировать ситуацию.

А что-же Федеральная антимонопольная служба? То, что произошло сейчас на рынке телевизионной рекламы, разве не должно попадать в поле ее деятельности?

Не попало.

Почему?

Потому что это не есть монополия.

Почему?!

Ну, не монополия это! Юристы доказали.

Юристы могут все что угодно доказать. Объясните для непонятливых.

Это не монополия, потому что есть еще много разных других видов рекламы, которая где-то там распространяется...

На рынке телерекламы это монополия.


А у нас не обязательно должно быть по секторам, извините. Нигде не сказано, чтотелевидение отдельно от другой рекламы! Более того, у нас есть еще и региональные продажи! СТС есть, который по-другому продается.

Кстати, почему СТС в продажи New VI не взяли?

Никого же не загоняли, все добровольно.

То есть, они сами не захотели? Слащева (Юлиана Слащева, гендиректор СТС-Медиа, прим. V. ) говорит: «Не пойду!
»

Так и говорит: «Не такая я девушка, чтобы идти!»
«Газпром-медиа » с «Ростелекомом » делает теперь такое же NewVI для интернета?

Что-то я не знаю про совместный проект «Газпром-медиа» с «Ростелекомом».

Интересно. В начале октября официально бъявлено, что «Газпром-медиа» и «Ростелеком» создают совместную интернет-компанию по онлайн-видео. И, как я понимаю, при всех интересах Михаила Лесина в новых медиа, в перспективе эта компания призвана стать единой точкой входа в интернет, по крайней мере, в тот его российский сегмент, который связан с видео.


Не знаю, индустрия с нами этот проект не обсуждала.

А вы предполагаете, что возможно появление такого монополиста в российском сегменте?

Там куда большее количество игроков, чем на телевизионном рекламном рынке, поэтому говорить о едином операторе или даже о группе операторов, которые занимались бы интернет-видео, я думаю, не приходится. Телевидение проще.

Но в конце 80-х - начале 90-х на рекламном рынке, в том числе и телевизионном, было такое количество маленьких игроков! А потом появился «Видео Интернэшнл ».

Вот не надо грязи!

Какая же это грязь? Я вопрос задаю.


Я сразу же хочу сказать, что у нас изначально на телерынке было два крупных оператора. Был «Видак» и «Премьер СВ». И все время, пока была реклама на российском телевидении, мы жили в условиях как раз двух крупных операторов.

Это ближе к середине 90-х, а было еще их начало! То есть, вы не верите, что Михаил Лесин создает «Видео Интернэшнл » для интернет-видео? Я имею в виду VI как определение монополизма в отрасли, а не как конкретное название.


Да у нас вообще нет проблемы монополизма в отрасли!

"У Волина с Лесиным проблемы коммуникации нет"

Вы работали с Михаилом Лесиным в разных вариантах, он был вашим непосредственным начальником, а теперь формально вы по отношению к нему кто?


Регулятор.

И как строится регулирование Лесина Волиным?

У Волина с Лесиным, в принципе, проблемы коммуникации нет. Если нас интересует точка зрения холдинга «Газпром-медиа» на ту или иную отраслевую проблему, я звоню Михаилу Юрьевичу и спрашиваю, что он думает по этому поводу. Равно так же, как звоню Олегу Борисовичу (Добродееву, — прим. V.) или Константину Львовичу (Эрнсту, — прим. V. ).

А со стороны выглядит так, что регулятор Волин смотрит, что делает Лесин, и говорит: «А, ну это не монополизм! ».

В этом можно было бы обвинить регулятора Волина, но сложно в этом обвинить регулятора Артемьева (Артемьев И. Ю. — руководитель Федеральной антимонопольной службы, прим.— V.), который тоже этого не видит. Сложно же поверить в то, что и Волин, и Артемьев неожиданно стали страдать странной болезнью «куриная слепота».

Невозможно даже. С возвращением на рынок такого сильного игрока, как Лесин, что поменялось?

Да ничего не поменялось! Возвращение Лесина повлияло на работу одного из игроков в виде «Газпром-медиа». Но говорить о том, что руководство частного холдинга в состоянии повлиять целиком на индустриальную картину, я бы не стал.

Да, вы умеете формулировать. Среди упомянутых вами в начале интервью достижений министерства - жесткое разграничение существования каналов по рекламной и по подписной модели - вызвало бурю негодования со стороны кабельных и сотовых операторов. Ваше выступление на Санкт-Петербургском Международном Медиа Форуме на посвященной этой теме сессии бурно обсуждалось.

Побурлят и согласятся. Большинству выгодно, в конечном итоге. А бузили совсем мелкие. Так что это буря в стакане воды.

Количество спутниковых и кабельных каналов после введенных мер сильно сократится?


Да. Я не думаю, что количество каналов сократится в разы. Но «живопырки» какие-нибудь точно отомрут. И особой беды в этом не вижу.

Против кого этот закон направлен?

Он не против кого-то направлен, а он направлен на то, чтобы было две ясные модели. Закон прежде всего выгоден самим операторам. Они АРПУ поднимут.

А как же версия, что данный закон направлен против канала «Дождь »?

Слушайте, чтобы убить, закон не нужен. На блоху потратить мощь российского законодательства много чести! Но версия для «Дождя» выгодная.

Интересный комментарий… Тогда расскажите пожалуйста про ваши инициативы по борьбе с интернет-пиратством. Министерство, как я понимаю, на стороне правообладателей, а не протестующих представителей интернет-индустрии?

Мы на стороне и тех и других, потому что наше министерство занимается и интернетом, и телекомпаниями. Мы долго пытались объяснить той и другой индустрии, что у них есть общие интересы. Первое, с чего мы начали, когда были серьезные возражения со стороны интернетовских, я позвал представителей интернет-компаний и задал им вопрос: «Ребята, назовите мне имя, фамилию, название компании, кто от этого закона страдает?!» Имена, пароли, явки! У меня есть имена и фамилии российских граждан и российских владельцев бизнесов, правообладателей, которые говорят: мы страдаем, потому что теряем на пиратстве большие деньги. Вы говорите, пострадает интернет-индустрия, но если нет физически человека, который про себя конкретно скажет «я от этого страдаю», я не собираюсь обсуждать проблему.

И вам никого не назвали?


Никого! Интернет-индустрия сказала: нашего интереса в пиратке нет! И «Яндекс» не говорит, что он сильно страдает или что он зарабатывает на пиратке. И «ВКонтакте» говорят, что они не капитализируют пиратку. Если нет нашего интереса, зачем мне договариваться?

Так закон работает или нет?

Закон работает. До момента его принятия у нас было 6 млн человек, которые покупали легальный контент в интернете, а сегодня 15 млн.

Почему, разрабатывая и принимая этот закон, вы не пошли по пути той же Германии, где штрафуют конкретного потребителя пиратского контента в сети?


Что немцу здорово, для русского смерть! Категорически нет! Мы считаем,что это неэффективно. У нас 150 пиратских площадок и 50 млн пользователей интернета. Проще бить по 150, чем по 50 млн! И второе, потребитель в массовом сознании всегда прав! Если государство всей своей мощью набросится на несчастного Ивана Ивановича Петрова, который у кого-то что-то скачал, то точно общественное мнение будет на стороне Ивана Ивановича Петрова.

Если набросится на одного - да, а будут отслеживаться тысячи и десятки тысяч скачиваний...


Хотите обидеть избирателей?!

Кажется, фраза про избирателей была ключевой в вашем ответе.

И налогоплательщиков! Потому что они являются акционерами АОЗТ «Российская Федерация». Я против того, чтобы обижать своих акционеров!

ИСТОЧНИК
Теги: политика, Россия, МинКульт, РФ, Министр, власть, Министерство, правительство

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду