«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

Александр Ширвиндт - интересные факты из жизни (13 фото)

Автор: Сергей

Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Детство маленького Саши прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке, что у Никитских ворот. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии, составляла программы концертов, в том числе и для правительства. Отец был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе.



Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых (дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей). 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе N 110 — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев.

Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез, падеграс. А в музыкальной школе Александр проучился пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден».



Детские воспоминания Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Дмитрий Журавлев, Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов… Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.

В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Веры Константиновны Львовой. Буквально с первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Там он сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита.


В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. А в 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм», где состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит». Александр Ширвиндт сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов, и на гонорар, полученный за эту роль смог приобрести автомобиль «Победа».

Но уже в том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Александр Ширвиндт дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная», который поставил Б.Н. Норд.

Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, «Колесо счастья» Тур, «Вам 22, старики!» Э. Радзинского, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова, «Центр нападения умрет на заре» А. Куссани, «О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской, «Святая Иоанна» Б. Шоу.



Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это: Тригорин в «Чайке» А.П. Чехова, Людовик в «Мольере» М.А. Булгакова, Гудериан в «Каждому свое» С. Алешина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Радзинского.

Последняя роль занимает особое место в творчестве Александра Ширвиндта. В созданном им образе кинорежиссера Нечаева «аккумулировались все приметы времени с их двойственностью и неопределенностью, толкавшими художника на путь бесконечных компромиссов и в жизни, и в искусстве» отметил критик Б. Поюровский . Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А.А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей. За время работы с Анатолием Эфросом Александр Ширвиндт превратился в зрелого мастера.


В 1968 году вслед за Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной. В Театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал 2 года, сыграл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и др.



Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с другими актерами начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером — исполнителем.

Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, — все те пороки, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература, и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй.


Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде. Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвинду и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался « В гостях у Михаила Жарова».


На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта — Авдотьи Никитичны (Борис Владимиров) и Вероники Маврикиевны (Вадим Тонков). Он также работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Львом Шимеловым, Владимиром Винокуром др. Кроме того, он писал монологи для многих артистов (Веры Марецкой, Михаила Пуговкина, Всеволода Санаева и др.), которые затем в их исполнении звучали с эстрады.


В 1970 году Александр Ширвиндт уходит из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звали Михаил Державин и Андрей Миронов. В Московском театре сатиры он сыграл более 30 ролей, поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.



С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам – 50» (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и «Концерт для театра с оркестром» (1982), а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи…» (1985), «Спартак» (Мишулин) – «Зритель» (сборная) (1992).

Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей, в том числе: «Маленькие комедии большого дома» (совместно с Андреем Мироновым, 1973), «Недоросль» (1978 ), «Ее превосходительство» (1979), «Страсти Черноморья» (1988 ), спектакль «Андрюша», написанный совместно с А. Аркановым (2001), «Слишком женатый таксист» (2003), «Швейк, или гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку (2004), «Женщины без границ» Ю. Полякова (2007).

Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино. В начале кинематографической карьеры Ширвиндту не очень везло — большинство ролей, которые он сыграл, почти запомнились зрителям. За двумя исключениями.



Первое — фильм Евгения Ташкова «Приходите завтра» (История создания фильма), в котором снялся прекрасный дуэт — Александр Ширвиндт и Юрий Белов. В этом фильме Ширвиндт играл лже-Станиславского, а Белов – лже-Немировича-Данченко. Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта — героя «капустников».

Второе исключение — фильм того же Евгения Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам.

Затем были работы в фильмах: Председатель шахматного клуба в «Двенадцати стульев», «Спасите утопающего» (1967), «Еще раз про любовь» (История фильма) (1968 ), «Крах» (1968 ), «Какая у вас улыбка» (1974), «Небесные ласточки» (Как снимали фильм) (1976), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Мнимый больной» (1980)… Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт – Андрей Миронов – Михаил Державин в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (1979).




Но главной ролью Ширвиндта на тот момент была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». (История создания фильма) Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. Помимо «Иронии судьбы…» Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова. В «Вокзале для двоих» (Как создавался фильм) он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» — чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» (История создания фильма) — референта министра.


Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Пожалуй, самой известной его работой была роль обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Герой Ширвиндта ради получения денег создает комитет по оказанию материальной поддержки бедствующим семьям. Естественно, первой в списке становится его семья…

Среди других заметных работ Ширвиндта: Юрий Николаевич, директор туристического бюро в мелодраме «Отпуск за свой счет», Фиарелли в музыкальном фильме «Принцесса цирка», худрук в комедии «Серебряное ревю», Аркадий в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная» (Как снимали фильм), ведущий телепередачи в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх», Аркадий в комедии «Бабник», Тартаковский в комедии «Искусство жить в Одессе».




Во второй половине 80-х слава Александра Ширвиндта обрела свое «второе дыхание». Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт — Михаил Державин. Дуэт с Михаилом Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.

Знакомство Александра Ширвиндта со своей будущей женой Наташей Белоусовой состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке, прежде всего, то, что у нее в хозяйстве имелась… корова.



Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Так что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться.

По профессии Наталья Николаевна — архитектор. По своим корням жена Александра Ширвиндта — столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу — в старое московское купечество.

В 1965 году Александр Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в знаменитую высотку на Котельнической набережной, обменяв две комнаты в Скатертном и однокомнатную квартиру в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. В этой элитной высотке жили Людмила Зыкина, Лидия Смирнова, Клара Лучко, Фаина Раневская и другие знаменитости.



В 1958 году А. Ширвиндт стал отцом — родился сын, которого назвали Михаилом. Михаил, закончив Театральное училище им. Щукина, несколько сезонов отработал в театре «Сатирикон». Однако в 1993 году он уходит на телевидение, бросив театр. Вел «Лотто Миллион». В 1994 году создал студию «Весы», которая трансформировалась затем в телекомпанию «Живые новости».

У Михаила Ширвиндта двое детей: сын Андрей (1981 г.р.), студент юридического факультета РГГУ, дочь Саша (1986 г.р.).
Александр Анатольевич увлекается рыбалкой, баскетболом, игрой на скрипке. Более 40 лет курит трубку, которая стала его непременным атрибутом.
В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт».

На вопрос: «Как Вы к жизни вообще относитесь?» — Александр Ширвиндт отвечает: «Пытаюсь воспринимать ее иронично-философски, понимая всю бренность нашего существования».




ИСТОЧНИК
Теги: кино, актёр, СССР, режиссёр, ФОТО, персона, Александр Ширвиндт

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду