«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, Дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

7 действительно интересных фильмов о науке и ученых

18.09.2015 16:01 Новости Кино


Ученым и науке фильмы посвящают не слишком часто. Добрая половина таких картин представляет собой фантастические или полуфантастические фантазии. Если речь идет о гениях, существующих в реальном мире, то чаще всего объектами исследования кинематографистов становятся люди сложной судьбы, которые пытаются справиться с тяжелой болезнью или другим отклонением от нормы.


«Молодость без молодости»



Как и во многих других фильмах, значительное место в которых отведено науке, в этой картине Фрэнсиса Форда Копполы важен фантастический элемент. «Молодость без молодости» основана на повести историка религий, философа, исследователя архаического сознания и мифов Мирча Элиаде. Один из редких случаев, когда художественная картина посвящена ученому, занимающемуся гуманитарными, а не точными науками. Семидесятилетний профессор лингвистики Доминик Матей, которого изображает Тим Рот, после удара молнии вновь обретает молодость. Удивительным случаем интересуются фашисты, героя преследуют, у него появляется двойник, а однажды он встречает девушку — инкарнацию умершей в молодости любви всей его жизни. Иногда она впадает в беспамятство и говорит на древних языках: у нее было много инкарнаций. В фильме, кстати, использовано немало как древних, так и современных языков: английский, румынский, французский, итальянский, мандаринский диалект китайского языка, немецкий, русский, латынь, армянский, санскрит, древнеегипетский и аккадский. Для героя то, что происходит с его возлюбленной, бесценно, поскольку главная цель его жизни — завершить свой труд о происхождении языка. Именно из-за неспособности его закончить, найти ответы на интересующие его вопросы, в начале фильма он решает совершить самоубийство. Но перед Матеем встает моральная дилемма: чем в более глубокую древность погружается девушка, тем больше она стареет. Герою предстоит ответить на вопросы: оправдывает ли цель средства? что важнее — любовь или развитие науки, а, значит, и человеческой расы?
«Вселенная Стивена Хокинга»



Картина, заслуженно принесшая «Оскар» исполнителю главной роли Эдди Редмейну. Конечно, не новость, что эту статуэтку часто получают актеры, изобразившие людей с какими-либо увечьями, но Редмейн действительно справился со сложной задачей блестяще. Как известно, великому физику-теоретику, исследователю космоса и популяризатору науки Стивену Хокингу в ранней молодости внезапно поставили страшный диагноз: боковой амиотрофический склероз. Врачи прогнозировали, что он проживет не больше двух лет, но, несмотря на это, ученый занимается наукой и пишет книги и по сей день. В тот момент, когда Хокинг узнал о своей болезни, у него завязывался роман с его будущей женой. Она не бросила его и ухаживала за ним, несмотря на то, что постепенно Хокинг терял способность ходить, а потом не смог и говорить (это произошло в результате воспаления легких). «Вселенная Стивена Хокинга» — в первую очередь мелодрама, да еще и с любовным четырехугольником. В фильме авторы, в частности, задаются вопросом, сколько можно вытерпеть и вынести, чтобы быть рядом с любимым, притом, гениальным человеком. Неудивительно: это экранизация автобиографической книги бывшей жены ученого Джейн. Разумеется, внимание уделено и исследованиям Хокинга. В фильме, как и в «Интерстелларе», например, много говорят о черных дырах и сингулярности. Важна и тема противопоставления науки и религии.
Режиссер картины — британец Джеймс Марш, автор документальных картин «Канатоходец» («Оскар» за лучший документальный фильм), «Проект «Ним» и картины об ИРА и британских спецслужбах «Тайный игрок» с Клайвом Оуэном и Андреа Райзборо. «Вселенная Стивена Хокинга» — фильм менее изысканный и более традиционный, чем его предыдущие работы, но сопереживание он вызывает сильное. Стивен Хокинг предстает в фильме человеком со светлой улыбкой, который даже в самые трудные моменты своей жизни не теряет, кажется, оптимистического настроя и чувства юмора. Сам ученый в письме Джеймсу Маршу написал о том, что иногда ему казалось, что на экране не Эдди Редмейн, а он сам.
«Девять дней одного года»



«Девять дней одного года» был снят Михаилом Роммом в 1961-м году, в период Оттепели. Он посвящён работе физиков-ядерщиков, частично основан на реальных событиях. Конец 1950-х и начало 1960-х было временем значительных успехов в области управляемого термоядерного синтеза. Но главное – это фильм о любви, а, точнее, о невозможности счастливой любви обычной земной женщины (хоть она и физик) и выдающегося ученого, нацеленного только на достижение научного результата.
Молодой, одержимый экспериментом физик-ядерщик Гусев, которого изображает обаятельный Алексей Баталов, и физик-теоретик, скептик, Куликов, которого играет великий Смоктуновский, влюблены в одну и ту же девушку (Татьяна Лаврова). Эксперимент, которому посвящает себя Гусев, начал его учитель, получивший в результате смертельную дозу радиации. Облучен и Гусев, но скрывает это. Если он получит еще одну радиоактивную дозу, его жизнь подвергнется смертельной опасности. Несмотря ни на что, он продолжает опыты.
В этом фильме – не только актуальная для того времени тема физиков и лириков, но и более универсальная проблема: любовь к ученому, полностью поглощенному наукой, требует абсолютного самоотречения. Собственно, счастье в привычном смысле невозможно с человеком гениальным. Ведь для него всегда важнее дело его жизни.
«Пи»



Черно-белый, дебютный фильм автора «Реквиема по мечте», «Фонтана» и «Черного лебедя» Даррена Аронофски, снятый всего лишь за 60 тысяч долларов (говорят, друзья и знакомые скидывались по сто долларов). Картина не только получила приз за лучшую режиссуру на фестивале американского независимого кино «Сандэнс», но и в пятьдесят с лишним раз превзошла свой бюджет в прокате.
«Пи» — фильм о гениальном математике Максе Коэне, который старается расшифровать универсальный цифровой код (число из 216 знаков). Как выясняется в процессе фильма, с его помощью можно и управлять биржевыми акциями, и разгадать тайну бытия, зашифрованную в Торе.
Макс маниакально увлечен этим, он похож на безумного: его черно-белый мир состоит из цифр. Кажется, что он больше ничего не видит, проводя все свое время за компьютером.
Его преследуют и могущественные аналитики с Уолл-Стрит, и фанатики – члены еврейской религиозной секты.
Герой стремится проникнуть в тайну чисел, постичь оформленный в цифрах закон всего сущего. Он обнаруживает математическую зависимость, связывающую воедино откровения Талмуда и сводки биржевых новостей, но в самый последний момент отказывается от возможности воспользоваться своим открытием. Он уходит в сторону, решает не вмешиваться в заданный свыше ход вещей. После того как герой символически отрекается от своего открытия (совершив при этом шокирующий поступок), он, кажется, обретает радость жизни. Будучи погруженным в решение математической задачи, он жил механистически, словно совершенная машина. После отказа герой начинает улыбаться и видеть красоту этого мира: последние кадры картины – это ветви дерева, его листья, которыми любуется Макс. Он стал обычным, лишенным дара, но счастливым человеком.
«Игра в имитацию»



Британо-американская «Игра в имитацию» норвежца Мортена Тильдума была одной из фавориток оскаровской гонки этого года, но в результате завоевала лишь одну награду — за лучший сценарий на основе произведения. Сценарист Грэм Мур адаптировал книгу Эндрю Ходжеса о том, как в годы Второй мировой войны английский математик, логик и криптограф Алан Тьюринг с помощью возглавляемой им команды смог, не зная немецкого, взломать код шифровальной машины «Энигма». Тьюринг придумал собственную машину, способную переводить германские шифры на понятный язык, ставшую прототипом современных компьютеров. После войны выяснилось, что Тьюринг — гомосексуалист, что в то время преследовалось в Великобритании по закону. В 1954 году ученый покончил с собой. Лишь в 2013-м королева посмертно помиловала Тьюринга. «Игру в имитацию» можно рассматривать как фильм-извинение Британии перед своим погубленным подданным, о заслугах которого забыли.
Это еще одна картина о том, что гениальный человек не может быть счастливым, а также о том, что гениальности всегда сопутствует странность, непохожесть на других. Эта непохожесть — трагедия для человека, ею обладающего, и радость для общества, использующего плоды работы гения. Но то же самое общество уничтожит потом своего героя именно за его отличие от большинства. Интересно, что Тьюринг не такой, как все, не по причине своей сексуальной ориентации. Герой, блестяще сыгранный Бенедиктом Камбербэтчем, — обаятельный социопат, мизантроп и циник, который оттого и не способен к коммуникации и абсолютно одинок. Он подобен персонажу того же Камбербэтча Шерлоку, но, в отличие от него – фигура глубоко трагическая. Окружающие люди не понимают Тьюринга, поэтому его единственным настоящим другом становится изобретенная им машина. Многие великие люди работают, чтобы побороть одиночество, но таким образом невозможно достигнуть этой цели.
«Детонатор»



Молодые ученые Эйб и Аарон хотят изобрести что-то, что привлечет внимание инвесторов, будет иметь большие шансы на рынке и поможет им заработать денег. Мастерят в гараже и в результате случайно создают машину времени. Такие открытия, как мы знаем из других фильмов, всегда влекут за собой некоторые последствия.
Несмотря на фантастичность сюжета, «Детонатор» — один из тех фильмов, которые сосредоточены в первую очередь именно на научной составляющей. Режиссер (а также сценарист, продюсер, композитор, художник и монтажер) картины Шейн Каррут – по профессии математик. «Детонатор» — его дебютная, крайне малобюджетная картина, что не помешало ей завоевать Гран-при «Сандэнса». Вероятно, членов жюри не оставила равнодушными именно дотошность и подробность ученых разговоров главных героев, которым отведена большая часть фильма. Простому смертному понять эти разговоры весьма затруднительно. Запутанность интриги стала одним из факторов, благодаря которым вокруг «Детонатора» сформировался культ. Трактовать картину однозначно не рискну: фанаты посвящали анализу всех коллизий не одну страницу.
Спустя десять лет после «Детонатора» Кэррат снял свою вторую картину – «Примесь». Как и дебютная работа режиссера, «Примесь» заставила зрителей, в том числе профессиональных, строить многочисленные догадки по поводу происходящего. В результате лента стала одной из самых обсуждаемых авторских картин 2013 года. К сюжетной сложности прибавилась еще и гораздо большая степень кинематографического, визуального совершенства.
«Игры разума»



Один из первых фильмов, приходящий на ум при словах «фильм об ученом». «Игры разума» Рона Ховарда удостоились четырех «Оскаров» в 2002 году (лучший фильм, лучший режиссер, лучшая актриса второго плана, лучший адаптированный сценарий). Тогда человек, ставший героем картины, математик-гений Джон Форбс Нэш-младший, был еще жив. В конце мая 2015-го, вместе со своей женой Алисией (они поженились второй раз после нескольких десятилетий в разводе) трагически погиб в автомобильной аварии. Ему было 86 лет.
Джон Форбс Нэш-младший — американский математик, единственный человек, который удостоился и Нобелевской премии (по экономике), и высшей награды по математике – Абелевской премии. Ученый работал в области теории игр и дифференциальной геометрии. Его развитие теории игр на долгое время определило рыночную экономику. У Джона Нэша в достаточно раннем возрасте обнаружили шизофрению. Он считал себя тайным агентом, страдал от мании преследования и видел то, чего на самом деле не было.
«Игры разума» — не шедевр, но крепко сбитая драма, объединяющая в себе главные мотивы картин о крупных ученых. Это и одиночество гения, и самоотверженность его близких, и сопряженность выдающегося ума и тех или иных отклонений, и безумие, и драматические повороты судьбы. «Игры разума» также показывают механизм мышления гениального человека.
Теги: интересные фильмы, Научные фильмы, реальная наука

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду