Когда-то сезон блокбастеров приходился на лето. Теперь это круглогодичное явление. Голливуд продает фильмы для мировой аудитории, поэтому здесь всегда есть спрос на сценарии с потенциалом блокбастера.
Большинство сценаристов считают, что блокбастер – это просто фильм с хорошими кассовыми сборами. Теоретически это так. На деле же сценарий с потенциалом блокбастера – это особый вид сценария с определенным набором сюжетных элементов, востребованный у руководителей студий.
Я хотел бы выделить пять самых важных элементов сценария для блокбастера (примерно из сорока элементов, неизменно присутствующих в фильмах с лучшими кассовыми сборами).
Прием 1: мифологический жанр Главный элемент блокбастерного сюжета – это жанр, в котором ведется повествование. Жанр – это определенный вид сюжета, например, детектив, боевик или комедия. Когда изначально Голливуд снимал фильмы для американского зрителя, считалось, что ключ к созданию хита – это кинозвезды. Но в последние 10-15 лет подавляющее большинство блокбастеров снимают без участия звезд.
Акцент сместился в сторону жанровых фильмов с хорошим сюжетом. Для глобального успеха фильм должен добиться популярности среди людей более чем 100 разных культурах и национальностей. Сюжетные формы мгновенно узнаваемы в любой точке мира.
Чтобы написать сценарий с блокбастерным потенциалом, нельзя просто выбрать любой жанр. Многим писателям невдомек, что одни жанры хорошо переносят путешествия, а другие не очень. К примеру, комедии, основанные, главным образом, на смешных диалогах, не приживаются в международном масштабе.
Как ни странно, самым универсальным оказался самый древний жанр – мифическая сюжетная форма. Среди блокбастеров фильмов, снятых в мифическом жанре, больше, чем в любом другом жанре. Прибавьте сюда кассовые сборы фильмов, в основу которых положен художественный вымысел: «Бэтмен: начало» и «Темный рыцарь», «Властелин колец», «Шрек», «Звездные войны» и «Аватар».
Почему же мифы так легко преодолевают национальные и культурные границы? Дело в том, что в этом жанре прослеживаются архетипные персонажи и архетипные жизненные ситуации. Это знакомые каждому из нас фундаментальные типы характеров и проживаемые каждым из нас жизненные ситуации, от рождения и до самой смерти.
Для мифического жанра, как и любого другого, характерны определенные сюжетные повороты. Их нужно знать и использовать, чтобы правильно передать форму. Помните: в блокбастерах необходимо комбинировать мифический жанр с одним или двумя другими жанрами, такими как экшен, фэнтези и научная фантастика. Это позволит адаптировать мифическую историю под современные реалии и вкусы молодежной аудитории.
Прием 2: цель героя Самым главным элементом международного блокбастера является динамичность повествования, развитие сюжета с возрастающей скоростью. Динамичность сюжета вытекает, прежде всего, из линии желания героя. Желание – один из семи основных этапов построения структуры сюжета, своего рода каркас, на котором держатся все персонажи, фабула, образ, тема и диалоги.
Придумывая линию желания, писатели обычно допускают как минимум одну из следующих ошибок: герой не имеет четко обозначенной цели, он/она достигает цели слишком быстро, либо для достижения цели потребовалось слишком мало сюжетных действий.
Есть три секрета создания хорошей линии желания. Первое: желание должно быть конкретным, и чем конкретнее, тем лучше. Второе: достижение цели должно происходить как можно ближе к концу сюжета. Третье: герой должен быть одержим своей целью. Очень важно, чтобы желание усиливалось.
Прием 3: оппонент Сценаристов учат ставить в центр внимания главного героя, т.к. именно этот персонаж развивает сюжет. Разумный совет. Но в блокбастере оппонент может играть даже более важную роль. Один из главных принципов хорошего повествования: герой хорош ровно настолько, насколько хорош его соперник. К тому же, оппонент – ключ к разгадке фабулы. А в последние десять лет фабула блокбастеров становятся все более насыщенной.
При написании сценария убедитесь в наличии одного главного оппонента, который будет находиться в центре внимания, и вокруг которого будет развиваться конфликт. Теперь подумайте, как можно усилить центральное противостояние. Сделайте главного оппонента больше, умнее, агрессивнее. Добавьте ему страстности. Кристофер Нолан рассказывает, как он писал сценарий к фильму «Бэтмен: начало»: «Когда я создавал невероятно страшного злодея, для меня было очень важно, чтобы все, что он говорит, было правдивым, в некотором роде разумным и логичным».
Тот же подход Нолан использовал и при создании своего персонажа Джокера в «Темном рыцаре», который стал величайшим противником главного героя всех времен. Не исключено, что именно в нем кроется ключ к огромному успеху этого фильма.
Когда с главным оппонентом все прояснилось, подумайте над персонажами одного-двух второстепенных противников. При этом, хотя бы один из них должен быть скрыт от главного героя и зрителя.
Прием 4: жульничество Упор на фабулу, который характерен для блокбастеров, подталкивает нас еще к одному приему повествования. Этот прием призван решить проблему, которая мучает почти любого сценариста: как добиться максимальной насыщенности сюжета в средней точке, на которой выдыхаются 90% сценариев? В блокбастерах герой обычно придумывает какую-то аферу или хитрый план.
Вся соль в том, чтобы план был как можно более обманчивым как для героя, так и для оппонента. Если герой прибегает к жульничеству, он становится персонажем-хитрецом, что так любят зрители. Если же это делает оппонент, он становится еще более опасным врагом, а это только усиливает интригу.
Прием 5: мир повествования С появлением видеоигр появились художники по спецэффектам, способные воплощать в реальность самые фантастические миры. Благодаря этому, мир повествования стал одним из трех или четырех важнейших элементов блокбастера. Всего десять лет назад Голливуд мало заботил мир повествования, потому что это снижает стремительность развития событий. Спецэффекты использовали, в основном, чтобы приукрасить геройские действия.
Видеоигры показали Голливуду, какой потенциал таит в себе возможность зрителя погружаться в мир повествования и исследовать все его грани. И человечество не придумало для этого лучшего способа, чем просмотр фильма на большом экране.
Сценаристам часто кажется, что за этот аспект фильма должны отвечать режиссер и художники по спецэффектам. Они ошибаются. Хороший мир повествования – это тот, который прописан в сценарии и является неотъемлемой частью сюжета. Поэтому задача сценариста – сделать так, чтобы каждый визуальный элемент вносил свой вклад в развитие сюжета. Другими словами, каждый элемент должен нести в себе некий сюжетный смысл.
Способность сделать это – и есть важнейший навык повествования наряду с переработкой и умением создавать персонажей, строить фабулу и диалоги. Основные приемы создания богатого мира повествования содержатся в моей обучающей компьютерной программе по развитию сюжета «Блокбастер» (Blockbuster). Первый шаг: определение четко выраженного и узнаваемого места действий. Второй этап: создание карты мира с максимальной детализацией, особенно, при изображении центральной группы лиц, в пределах которой происходят описываемые события. Сценарии для «Властелина колец», «Гарри Поттера» и «Аватара» написаны мастерами по созданию мира повествования.
Если вы серьезно настроены стать успешным профессиональным киносценаристом, начните с этих пяти приемов. Это существенно приблизит вас к написанию сценария, который понравится Голливуду.