5 распространенных цветовых схем в фильмах.
12.03.2015 14:38
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/styles/800x450/public/color-schemes-640x386.jpg?itok=9W3wTWq0)
Использование цвета для создания гармонии, либо напряжения внутри сцены, либо для привлечения внимания к ключевой визуальной идее порой приводит к потрясающим результатам.
Если вы когда-нибудь задумывались о том, почему определенные цвета или комбинация цветов вызывает или пробуждает эмоциональный отклик, или просто создает приятную картинку, данное объяснение азов теории цвета может собрать все детали пазла в единое целое, а может пробудит в вас интерес к дальнейшему изучению.
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/img_9335_square-300x300.jpg)
В постпродакшне колористу, очевидно, приходится работать с тем, что имеется, поэтому можно утверждать, что общее впечатление и ощущения от изображения - это зона ответственности художника-постановщика. Все тщательно планируется художественным отделом съемочной группы, который заранее консультируется с режиссером и оператором прежде, чем включаются камеры. Но если это так, то скольким из нас доводилось работать с профессиональным художником-постановщиком?
Может быть и довелось, но определенно не в каждом проекте. Часто бывает, что мы просто берем помощника либо зовем стилиста для быстрого поиска одежды на локации, или подбираем что-то из имеющегося у нас в наличии. И та базовая информация, которая приводится ниже, может быть крайне полезной в этих ситуациях.
Эффект цвета
Цвет может воздействовать на нас психологически и физически, и часто мы этого не замечаем. Он может быть сильным инструментом внутри истории. Познания в теории цвета дают вам контроль, т.е. вы можете управлять цветом для усиления эффекта и визуального улучшения изображения.
Изучая работы лучших кинематографистов, которыми мы так восхищаемся, нужно признать, что нет ничего случайного. Насыщенный красный цвет используется для усиления эмоций, для поднятия кровяного давления, в то время как синий цвет несет успокаивающий эффект. Некоторые цвета отчетливо ассоциируются с каким-то местом или локацией, другие - со временем или эпохой.
Для начала рассмотрим основные принципы работы с цветом, которые одинаково применимы для художников и для постпродакшна. Все начинается с цветового круга (колеса), палитры цветов. Он знаком всем, кто когда-либо имел опыт работы с Трехсторонней коррекцией цвета. Это стандартный инструмент как в работе с цветокоррекцией, так и в теории цвета в целом, где необходимо определять набор комбинаций наиболее привлекательных цветов.
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/color-wheel-300-300x300.gif)
В упрощенной форме цветовой круг состоит из 12 цветов, основанных на цветовой модели RYB (субтрактивного синтеза). В цветовой модели RYB первичные цвета - это красный (Red), желтый (Yellow) и синий (Blue). Три вторичных цвета - зеленый, оранжевый и фиолетовый - являются производными от смешивания первичных цветов. И остальные 6 третичныхцветов возникают от смешивания первичных и вторичных.
Посмотрим на круг внимательнее. Обратите внимание, что теплые цвета находятся справа, а холодные - слева. Теплые цвета - яркие и энергичные. Холодные цвета имеют эффект успокоения и тишины.
Мы будем рассматривать популярные цветовые схемы или гаммы цветов, основанные на 2 или более цветах, на базе определенной модели или связки на цветовом круге.
Все ниже приведенные примеры кадров с цветовыми схемами взяты с сайта
5 популярных цветовых схем1. Дополняющие (комплиментарные) цвета
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/complementary.gif)
2 цвета, размещенные друг напротив друга на цветовом круге, составляют комплиментарную пару. Это наиболее распространенная цветовая схема для 2 цветов. Наверняка всем знакома цветовая гамма голубого и оранжевого (teal&orange). Это сочетание теплого и холодного цвета, часто воспринимаемое нами как гармоничное, создает контрастную и живую картинку. Вы можете менять насыщенность, но в большинстве случаев дополняющие цвета хорошо воспринимаются нашим глазом.
Оранжевый с голубым могут часто ассоциироваться с конфликтом в действии, будь-то внешним либо внутренним. Часто внутренний конфликт внутри персонажа может быть отражен в цветах окружающей его обстановки.
Цветовая палитра фильма «Амели» Жан-Пьера Жене - прекрасный пример комплиментарной цветовой пары «красный-зеленый».
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/complementary_amelie_2-640x386.jpg)
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/complementary_amelie-640x386.jpg)
В этой сцене из «Бойцовского клуба» очевидно использование цветовой гаммы «teal&orange». Teal (зеленовато-голубой) часто усиливают в тенях, а желто-оранжевый усиливают в наиболее ярких участках.
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/complementary_fight_club-640x386.jpg)
Аналогичный пример из фильма «Драйв».
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/complementary_drive-640x386.jpg)
Комплиментарные пары не всегда заметны, и часто контраст между двумя дополняющими цветами относителен. Еще в одном кадре из «Бойцовского клуба», который, на первый взгляд, имеет один ярко выраженный голубой цвет на всем изображении, при более внимательном рассмотрении обнаруживается оттенок желтого на лице, противопоставленный насыщенному зелено-синему.
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/complementary_fight_club_2-640x386.jpg)
2. Аналогичные цвета
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/analogous.gif)
Анологичные цвета расположены рядом друг с другом на цветовом круге. Они хорошо сочетаются и могут создавать гармоничную цветовую палитру в целом. Это либо более теплые, либо более холодные цвета, и в них нет того контраста, как в дополняющих цветах.
Аналогичные цвета легко использовать в пейзажной съемке и в экстерьере, т.к. они часто встречаются в природе. Обычно выбирается один доминирующий цвет, второй - дополнительный, третий - для тонирования черных, белых и серых оттенков.
В этой сцене из фильма «Афера по-американски» присутствуют красный, оранжевый, коричневый и желтый цвета, которые расположены рядом на цветовом круге, создавая общее теплое изображение, с минимальным эффектом напряженности в сцене.
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/analogous_american_hustle-640x386.jpg)
3. Триады
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/triad.gif)
Триады - это три цвета, равноудаленные друг от друга на цветовом круге. Один цвет доминирует, остальные оттеняют. Они вызывают чувство оживления на сцене, даже если цвета ненасыщенные.
Триады - одна из менее популярных цветовых схем в кинематографе. Она хоть и сложная в реализации, но дает довольно поразительный эффект.
Фильм Жан-Люка Годара «Безумный Пьеро» (1964) использует схему «триада» из красного, синего и зеленого цветов.
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/pierre_le_feut-640x424.jpg)
4. Расщепленные дополняющие цвета
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/splitcomplementary.gif)
Расщепленные дополняющие цвета (split-complimentary) очень похожи на дополняющие, но вместо того, чтобы использовать один противоположный базовому на цветовом круге цвет, используется 2 соседних цвета. Возникает аналогичный контраст в цвете, но менее вызывающий по сравнению с комплиментарной парой.
В этой сцене из фильма братьев Коэнов «После прочтения сжечь» использована схема расщепленных дополняющих цветов из красного, зеленого и голубого (teal).
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/split_complementary_burn_after_reading-640x386.jpg)
5. Тетрады
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/tetrad.gif)
Тетрады состоят из 4 цветов, которые представляют из себя 2 комплиментарные пары. В результате мы получаем полную палитру цветов со множеством возможных вариаций. Как и в большинстве из приведенных гамм цветов, один цвет, как правило, доминирует.
В фильме «Мамма MIA!» красочная сцена вечеринки - пример использования тетрады, где цвета в сцене создают хорошо сбалансированную и гармонирующую палитру, создавая впечатление от сцены как от плохой дискотеки.
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/tetradic_mama_mia-640x386.jpg)
Некоторые часто используемые цветовые вариации можно воссоздать в постпроизводстве, причем независимо от того, какие цвета присутствуют в вашем кадре. Например, популярный teal&orange создается путем добавления оранжевых оттенков в ярких и светлых участках кожи, а teal (зеленовато-голубой) цвет добавляется в тенях.
Сцена из фильма «Магнолия» демонстрирует очередной пример Голливудской приверженности к этой цветовой гамме. Зеленовато-голубой оттенок добавлен в тенях, а оранжевый - преимущественно на коже в средних и светлых участках.
![](http://snimifilm.com/sites/default/files/complementary_magnolia-640x386.jpg)
Надеемся, этот базис поможет вам в выборе цветовой гаммы вашего фильма, как в работе с вашим художником-постановщиком на сцене, так и исключительно в посте, в зависимости от вашего рода деятельности.