«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, Дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

Юридические аспекты о съёмках и их организации на территории города Москва и России

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5
RSS
Юридические аспекты о съёмках и их организации на территории города Москва и России, Автор Павел Протасов, версия 2.0 от 26 февраля 2016, источник antirao.ru
 

37. Может ли администрация ЗАГСа запретить съемку в ходе церемонии бракосочетания?



Органы ЗАГС осуществляют свою деятельность в соответствии с законом «Об актах гражданского состояния». Никаких запретов на такую съемку ни в этом, ни в каком-либо другом законе не содержится.

Иногда персонал ЗАГСов, по сговору со знакомыми фотографами, снимающими свадьбы, начинает запрещать посторонним снимать, ссылаясь на то, что необходимо получить какое-то «разрешение» или «лицензию». Это незаконно: фотосъёмка  не относится к лицензируемым видам деятельности.

Задача таких запретов – принуждение к заказу услуг «своих» фотографов и операторов. При этом сотрудниками ЗАГСов нарушается Статья 15 закона «О защите конкуренции», которая запрещает федеральным органам исполнительной власти вводить ограничения для хозяйствующих субъектов и ограничивать для потребителей круг лиц, оказывающих услуги. Жалобы на нарушение этого закона можно подавать в прокуратуру или местный антимонопольный орган.

Встречаются ситуации, когда помещение, в котором проходит бракосочетание, сдается в аренду коммерческой организации, а уже она и запрещает съемку. В этом случае нарушается Статья 16 закона «О защите прав потребителей», которая запрещает «навязывание услуг».

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
 

38. Разрешено ли производить съемку посольств?




Посольства формально являются территорией другого государства, и если съёмка  ведется изнутри, то применимо соответствующее иностранное законодательство. Если же она ведется снаружи, действуют законы России, в которых никакого запрета не содержится.

Иногда при запрете съемки ссылаются на Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, Статья 22 которой закрепляет обязанность государства принимать меры для защиты помещений посольств от вторжений и нанесения ущерба, а также предотвращения нарушения спокойствия представительства. Однако, съёмка  не является «вторжением» и «спокойствия» не нарушает.




Венская конвенция о дипломатических сношениях


Статья 22

1. Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства.

2. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
 
39. Действуют ли запреты на съемку, сохранившиеся с советских времен?


Советские нормативные акты, даже если они не отменены, зачастую фактически не действуют, поскольку после их принятия вступили в силу новые нормативные акты в этой же сфере. При ссылке на советский закон необходимо разбираться в каждом конкретном случае, в какой части он фактически может применяться. К примеру, если речь идет об оказании услуг, то действует ЗоЗПП со статьей 16 и запретом ограничивать потребителя иначе, чем «правилами», принятыми Правительством, что автоматически делает незаконными все ограничения, которые содержатся в ранее принятых актах министерств и ведомств.

Но как правило, если при запрете съемки ссылаются на нормативный акт «действующий с советских времен», такой акт при проверке оказывается отмененным.
 

40. Можно ли снимать «шпионскими» камерами?




В Уголовном кодексе существует Статья 138


, в которой предусмотрена ответственность за «незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Под такими «средствами» на практике понимаются разного рода замаскированные камеры, имитирующие обычные предметы: часы, зажигалки, и т. п.

В последнее время растет число уголовных дел, возбужденных за такую технику, но законность их возбуждения вызывает большие сомнения.

В качестве документов, которые определяют перечень «технических средств», относящихся к «специальным», используется два постановления. Первое постановление №770, утверждает их общий перечень в целях лицензирования деятельности по производству и реализации. Никакой конкретики оно не содержит.

К тому же, оно описывает перечень спецсредств, «предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации». Эта формулировка взята из статьи 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Однако, в ст. 138


УК уголовная ответственность устанавливается только за действия с аппаратурой, «предназначенной для негласного получения информации».

Применение для целей уголовной ответственности этого постановления приводит к тому, что в число предметов, за которые она наступает, попадают не только «предназначенные», но и «приспособленные» устройства, число которых гораздо больше (фактически, «приспособить» можно любое бытовое устройство).

Благодаря такой «расширенной» формулировке у следственных органов появился повод для широкого толкования самой статьи УК. Следственному произволу способствует и тот факт, что нигде в законе не определены понятия «бытового предмета», под который должна быть закамуфлирована техника, да и самого «камуфлирования». Например, сотовые телефоны с камерами, хотя и являются «бытовыми предметами», в качестве «шпионских» не рассматриваются, якобы потому, что встраивание в них камер «общеизвестно» и широко распространено.

Второе постановление было принято для использования таможенниками при ввозе и вывозе «специальных средств». Оно уже описывает некоторые их признаки и включает, например, камеры с объективом «pin-hole» или «закамуфлированные под бытовой предмет». Под «специальными» в данном постановлении понимаются и камеры с внешними органами управления. При этом не говорится, должны ли эти «внешние органы» быть единственными в камере, или под определение попадает вообще любая камера с ПДУ. По смыслу закона – разумеется, верен первый вариант, но из текста постановления этого никак не следует.

При расследовании таких дел обычно назначается экспертиза, которая и определяет то, относится ли предмет к «специальным средствам». Результат экспертизы предугадать довольно сложно: сходные по характеристикам устройства могут признаваться «специальными» одними экспертами и не признаваться – другими. Часть из существующих методик экспертизы засекречена.

Сомнительна и сама польза от существования данной статьи. Применение «шпионской» техники легально в большинстве стран мира, противоправным оно становится только тогда, когда с ее помощью нарушается какая-либо охраняемая законом тайна. Вдобавок, использовать скрытые камеры можно и для охраны своих законных интересов, одно из распространенных их применений – это съёмка  чьих-либо противоправных действий (получения взятки, превышение полномочий, и т. п.) Учитывая то, что уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни и тайны сообщений уже предусмотрена УК, дополнительная криминализация приобретения и сбыта техники, которая может использоваться не только для этого, просто осложняет обычным гражданам борьбу с произволом «силовиков» и прочими нарушениями закона.

Ч. 3 ст. 138 УК, из которой позже была выделена ст. 138


, становилась предметом обращений в Конституционный суд, однако постановлением от 31 марта 2011 г. она была признана не противоречащей Конституции.

В своем постановлении суд указал на то, что для применения этой статьи необходимо доказать умысел обвиняемого, то есть, его знание о том, что конкретное устройство предназначено именно для скрытого получения информации. От такого разъяснения сложившаяся практика применения статьи не изменится: следствие в таких делах всегда презюмирует умысел. Хотя для установления того, относится ли устройство к «специальным средствам», назначается экспертиза, и уже одного этого достаточно для доказательства отсутствия умысла: для проведения экспертизы требуются специальные познания, которых у обычного человека нет[50 - Многие СМИ, комментируя постановление, сообщили, что суд, якобы, указал, что доказыванию по делу подлежит не назначение устройства, а то, собирался ли обвиняемый с его помощью фактически получать какие-либо сведения, содержащие охраняемую законом тайну. Это – неверная трактовка, ничего подобного в постановлении КС нет.].

В довершение всего, суд отнес к «уголовно наказуемым» не только «предназначенные», но и «приспособленные» и «запрограммированные» средства, согласившись с той расширенной формулировкой из постановления Правительства, которую применяет следствие по уголовным делам.

Таким образом, в своем постановлении суд фактически одобрил сложившуюся практику. Теперь добиться справедливого решения по подобным делам можно только в Европейском суде по правам человека, куда и обещали обратиться некоторые из жалобщиков.

Во избежании привлечения к уголовной ответственности, имеет смысл пользоваться обычной техникой, которая не является «шпионской»: если потребуется ее как-то переделать для того, чтобы скрыть, обязательно следует затем восстановить ее до первоначального состояния. Если же вы все-таки сняли что-то такой камерой, не нужно афишировать подробности получения записи. Имейте в виду: если понадобится провести экспертизу записи, для нее у вас могут попросить предоставить саму камеру. Можно также использовать для скрытой записи автомобильные регистраторы: они не относятся к запрещенной технике, но многие их модели имеют конструкцию, облегчающую скрытие.

Часто продавцы и производители «шпионской» техники получают письменное заключение какого-нибудь специалиста о том, что устройство не относится к «специальным». Следствие может просто не принимать его во внимание, проведя свою собственную экспертизу, которая придет к противоположным выводам. Но наличие двух заключений специалистов с противоположными выводами дает возможность заявить о том, что обвиняемый был введен в заблуждение и не мог знать о том, что использует «спецтехнику». Возможно, это поможет избежать ответственности, но шансы – очень маленькие.

Частные детективы и охранники за незаконное использование подобных средств могут быть привлечены к ответственности по статье 20.24 КоАП. Для остальных граждан владение «шпионской техникой» и ее использование не являются правонарушениями или преступлениями, уголовно наказуемы только сбыт, производство и приобретение. Причем приобретение стало преступлением только с 1 января 2010 года, так что в случае вопросов имеет смысл утверждать, что вы купили камеру до этой даты.




Уголовный кодекс Российской Федерации


Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.



Статья 138


. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.




Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях


Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

1. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Нарушение правил разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.



Статья 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности

Использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями, —

влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств; на руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) – от одной тысячи до пяти тысяч рублей.




Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»


Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия



Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.




Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 01 июля 1996 г. №770)


1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.

2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.

3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.

4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.

7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.

8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.




Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. №214)


Примечания. 1. Специальные технические средства могут быть как закамуфлированными под бытовые предметы, так и незакамуфлированными, если это не указано специально.

2. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, определяются наименованием и кодом товара по ТН ВЭД ТС.

3. Номера пунктов настоящего списка соответствуют номерам пунктов перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. №770.




Таможенный тариф Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. №71 8)


Группа 85: Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

Группа 90: Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности




Определение Конституционного суда РФ от 28 мая 2009 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трубина Алексея Германовича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации»


2.…

Установление федеральным законодателем в статье 138 УК Российской Федерации уголовного запрета на нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений направлено на защиту прав граждан, гарантированных статьей 23 Конституции Российской Федерации.

Часть третья указанной статьи уголовного закона, будучи по своему характеру бланкетной, сама по себе не содержит понятия и перечня специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а подлежит применению в системном единстве с положениями других нормативных правовых актов. Так, Перечень видов специальных технических приспособленных, средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 года 770.

Таким образом, норма части третьей статьи 138 УК Российской Федерации не может расцениваться как неопределенная.…




Постановление Конституционного суда РФ от 31 марта 2011 г. «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С. В. Капорина, И. В. Коршуна и других»


3. Нарушение своих конституционных прав положением части третьей статьи 138 УК Российской Федерации заявители по настоящему делу усматривают в неопределенности используемых в нем понятий «незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств» и «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации».

Между тем оценка степени определенности этих понятий, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27 мая 2003 года №9-П, должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых в нем формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний. Кроме того, само по себе употребление в диспозиции части третьей статьи 138 УК Российской Федерации термина «незаконные» применительно к производству, сбыту и приобретению специальных технических средств свидетельствует о том, что регулятивные нормы, определяющие видовые признаки технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в том числе порядок их разработки, производства, реализации и приобретения, содержатся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, которыми наполняется содержание данной нормы уголовного закона и в системном единстве с которыми, а также с учетом смежных составов административных правонарушений она подлежит применению.



Во исполнение предписания части восьмой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Правительство Российской Федерации Постановлением от 1 июля 1996 года №770 утвердило Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, в который на основе определения общих видовых признаков включены специальные технические средства для негласных получения и регистрации акустической информации, визуального наблюдения и документирования, прослушивания телефонных переговоров, перехвата и регистрации информации с технических каналов связи, контроля почтовых сообщений и отправлений, исследования предметов и документов, проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов, контроля за перемещением транспортных средств и других объектов, получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи, а также для негласной идентификации личности.

Свойства и признаки, указывающие на предназначение таких специальных технических средств, конкретизированы в Списке видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года №214), Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (утвержден решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года №19 и решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года №132), Особых условиях приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года №832), Перечне передаваемых в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, наделенным соответствующими полномочиями, конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года №111).



В диспозиции части третьей статьи 138 УК Российской Федерации нет указания на совершение деяния по неосторожности, а следовательно, предполагается, что оно может быть совершено только с умыслом. О направленности умысла именно на незаконные действия свидетельствует наличие термина «незаконные», который применительно к производству, сбыту и приобретению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в системе законодательных актов и основанных на них нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, ограничивающих оборот таких технических средств, следует рассматривать как предполагающий совершение указанных действий в отношении специальных технических средств, которые разработаны, приспособлены или запрограммированы именно для целей негласного (т. е. тайного, неочевидного, скрытного) получения информации от лиц, в отношении которых они применяются; закамуфлированы под предметы (приборы) другого функционального назначения, в том числе бытовые; обладают свойствами, прямо указанными в нормативных правовых актах; обнаружение которых возможно только при помощи специальных устройств; которым приданы нужные специальные свойства (проведение специальной технической доработки, камуфлирования).

Следовательно, применительно к преступлению, предусмотренному частью третьей статьи 138 УК Российской Федерации, составообразующим может признаваться только такое деяние, которое представляет собой совершаемые с умыслом и в нарушение законодательно установленных порядка и условий производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных именно для негласного получения информации, что обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, и суд не только установить соответственно в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам факт совершения указанных действий, но и доказать их противозаконность и наличие умысла на их совершение (пункты 1 и 2 части первой статьи 73 УПК Российской Федерации); при этом возможность привлечения к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное частью третьей статьи 138 УК Российской Федерации, исключается, если соответствующее деяние совершено по неосторожности.

3.4. Таким образом, положение части третьей статьи 138 УК Российской Федерации, предусматривающее уголовную ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку – по конституционно-правовому смыслу данного положения в системе действующего правового регулирования – предполагается, что уголовная ответственность наступает за производство, сбыт или приобретение таких специальных технических средств, которые заведомо предназначены (разработаны, приспособлены, запрограммированы) для негласного (т. е. тайного, неочевидного, скрытного) получения информации, затрагивающей права личности, гарантированные Статьями 23, 24 (часть 1) и 25 Конституции Российской Федерации, виды, свойства и признаки которых определены соответствующими законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и свободный оборот которых не разрешен, если указанные действия совершаются без соответствующей лицензии и не для нужд органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
 

41. В каких нормативных актах содержится прямой запрет на фотосъемку?




Остальные нормативные акты, содержащие запрет на съемку, регламентируют, как правило, пропускной режим на территориях государственных учреждений. С учетом того, что ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральным законом, не совсем понятен статус и законность некоторых из перечисленных нормативных актов. Законными могут быть только те из них, которые были приняты для охраны государственной тайны и устанавливают внутриобъектовый и пропускной режим на объектах.

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 37) запрещено проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе него съемочную технику и средства звукозаписи. Аналогичная норма содержится в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. №33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 37).

Приказом Госстроя РФ от 3 ноября 1999 г. №105 «Об обеспечении пропускного и внутриобъектового режима и охраны здания Госстроя России» (п. 2.9) внос в здание Госстроя России съемочной аппаратуры для личного пользования запрещается, внос аппаратуры для других целей осуществляется по разрешению.

Приказом Минтопэнерго РФ от 29 октября 1997 г. №333 «Об утверждении и вводе в действие Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в административных зданиях Министерства топлива и энергетики Российской Федерации» (п. 3.3 Положения) запрещается вносить съемочную технику на территорию и в помещения Министерства, и производить там съемки.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 сентября 2006 г. №ВС-297фс «Об утверждении Порядка организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» (п. 3.13 Порядка) запрещается без специального разрешения руководства Ространснадзора вносить в его административные здания съемочную и звукозаписывающую аппаратуру.

Приведенный здесь перечень далеко не полон, так что, снимая в государственных учреждениях, стоит иметь в виду возможное существование какого-либо «ведомственного» документа, запрещающего съемку.




Регламент Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (утв. постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. №2134-II ГД)


Статья 37

6. Запрещается проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе закрытого заседания фото-, кино– и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации.…




Регламент Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (утв. постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. №33-СФ)


Статья 38. Открытые и закрытые заседания Совета Федерации

11. На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино– и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации.…




Положение о пропускном, внутриобъектовом режиме и охране здания Госстроя России (утв. приказом Госстроя РФ от 3 ноября 1999 г. №105)


2.9. Внос в здание Госстроя России радио-, теле-, кино-, фото-, звукозаписывающей и усилительной аппаратуры личного пользования запрещается, а также внос и использование указанной аппаратуры, принадлежащей сторонним организациям, для обеспечения мероприятий, проводимых Госстроем России (заседание коллегии, прием иностранных делегаций и т. п.), а также ее вынос осуществляется на основании письменного разрешения, согласованного со Специальным управлением.




Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в административных зданиях Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (утв. приказом Минтопэнерго РФ от 29 октября 1997 г. №333)


1.2. Требования Положения по осуществлению пропускного и внутриобъектового режима в административных зданиях Минтопэнерго России призваны не допускать проникновения посторонних лиц на охраняемую (режимную) территорию Министерства и в режиме помещения; посещение режимных помещений без служебной необходимости работниками Министерства и командированными лицами; внос (ввоз) на территорию Министерства личных визуальных средств наблюдения, кино– и фотоаппаратуры, радиотехнической и другой аппаратуры; вынос (вывоз) с территории Министерства секретных документов без соответствующего разрешения.

3.3. На территории Министерства запрещается:

вносить на территорию (в помещения) Министерства без разрешения фотоаппараты, кинокамеры, производить кинофотосъемки специального оборудования, технической и другой документации;

приносить и использовать в режимных помещениях и в кабинетах сотрудников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, сотовые телефоны;…




Порядок организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ от 1 сентября 2006 г. №ВС-297фс)


3.13. В административные здания запрещается без специального разрешения руководства Ространснадзора вносить кино-, фотосъемочную, звуко-, видеозаписывающую аппаратуру, а также огнестрельное, газовое и холодное оружие, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и отравляющие вещества.
 

42. Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия съёмкам?




Основная Статья, которая применима при незаконных ограничениях съемки – «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП. Если существенный вред все же причинен – то уже преступление (ст. 330 УК).

Если частный охранник незаконно препятствует съемке, он могут быть привлечен к уголовной ответственности по статье 203 УК («Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»). Если то же самое делает сотрудник полиции, то он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 УК.

Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (Статья 1252 Гражданского кодекса) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, при их создании были нарушены авторские права.

А изъятие самой камеры или флеш-карты – это уже «грабеж», предусмотренный ст. 161 УК, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.

Если охранники или персонал заведения вызывают полицию для того, чтобы воспрепятствовать якобы «незаконной съемке», имеет смысл попросить приехавших полицейских привлечь к административной ответственности самих вызвавших. На этот случай существует Статья 19.13 КоАП, которая называется «заведомо ложный вызов специализированных служб». К таким «службам» относятся полиция, пожарные, «скорая», и другие.

В случае неправомерных препятствий съемке на избирательном участке кому-либо из избирательной комиссии (например, наблюдателю) такие действия могут быть квалифицированы как «воспрепятствование работе избирательных комиссий» по статье 141 УК. Также за такие действия предусмотрена административная ответственность по статье 5.6 КоАП.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказывается по статье 144 УК.

Владелец коммерческой организации, который устанавливает для посетителей запрет на съемку, может быть привлечен к ответственности по статье 14.8 КоАП («Нарушение иных прав потребителей»).




Уголовный Кодекс Российской Федерации


Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.



Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.



Статья 161. Грабеж

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, —

наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.





Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.



Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.



Статья 330. Самоуправство

1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет.




Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях


Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации

1. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей.…



Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.…



Статья 19.1. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей.



Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.




Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)


Статья 1252. Защита исключительных прав

4. В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом.

5. Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.
 

43. Как себя вести, когда вам запрещают съемку?




Как правило, конфликтные ситуации при фотосъемке провоцируют разного рода охранники, о полномочиях которых написано в соответствующей части этого сборника вопросов. Однако нередко дело доходит и до вызова полиции.

Как показывает опыт, в таких ситуациях важно не только знать свои права, но и уметь вести диалог в условиях конфликтной ситуации. Вообще, с работниками полиции и охранниками рекомендуется общаться примерно так же, как с незнакомой собакой: не провоцировать и не злить, но при этом не показывать испуга. Вести себя подчеркнуто корректно и не употреблять резких выражений.

Нужно помнить, что ссылки на законодательство при разговоре следует использовать в последнюю очередь. Во-первых, они не имеют никакого значения для тех, кто закон нарушает. Во-вторых, ссылки на законы часто воспринимаются как вызов: у оппонента может возникнуть желание вас переспорить. Чаще всего такое может случиться, если вы спорите с работниками полиции: толковать законы входит в их обязанности, но на практике у них с этим очень большие проблемы, так что может возникнуть соблазн самоутвердиться и победить в споре, даже если для этого придется превысить свои полномочия.

В-третьих, даже юристы, цитируя законодательство по памяти, нередко ошибаются, а неподготовленный человек в условиях конфликтной ситуации просто не сможет аргументированно возразить со ссылками на закон. Поэтому имеет смысл дождаться, пока на документ, якобы запрещающий съемку, не начнет ссылаться охранник или полицейский, после чего вежливо сказать, что ничего подобного в нем нет (что в подавляющем большинстве случаев будет правдой).

Если запрещающий начинает утверждать, что объект, который вы снимаете, относится к «стратегическим» или «режимным», можете смело возражать, что это не так. Словосочетание «стратегический объект» вообще не имеет смысла, а если объект «режимный», то о существовании на нем каких-то специальных правил вы будете знать, – если вас, конечно пустили внутрь (а запрет снимать его снаружи незаконен).

Не нужно употреблять выражения типа «не имеете права», «это незаконно», и т. п., заменяйте их какими-нибудь нейтральными. И совсем не нужно ссылаться на Конституцию или какие-нибудь международные конвенции: это только выдаст в вас дилетанта.

В последнее время получили распространение так называемые «рейды» в защиту свободы фотографии, когда инициативная группа из нескольких человек заходит в заведение, в котором запрещено фотографировать, демонстративно нарушает этот запрет и смотрит, что из этого получится. Разумеется, если ваша задача – провести такой «рейд», то можете не соблюдать все приведенные выше рекомендации. Однако не стоит забывать о личной безопасности: держаться в поле зрения камер наблюдения, если это возможно, а также не ходить вместе с охранниками в служебные помещения, где камер нет. Также не стоит проводить «рейды» в одиночку.

Иногда сотрудники полиции оформляют на фотографов сфальсифицированные административные протоколы за «нецензурную брань в общественном месте», или «неповиновение сотрудникам полиции». Поэтому имеет смысл держать наготове сотовый телефон с диктофоном или включенный диктофон.

Свое служебное удостоверение сотрудник полиции обязан предъявить в развернутом виде. Такая обязанность, общая для всех сотрудников полиции, закреплена в так называемом «Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». Кроме того, она продублирована в некоторых других нормативных актах, описывающих несение службы отдельными подразделениями, такими, как дорожно-патрульная или патрульно-постовая служба. Проблема заключается в том, что «Кодекс профессиональной этики» – это декларативный документ, посвященный этическим нормам и не описывающий ответственность за их нарушение. Тем не менее, требование предъявить удостоверение обязательно для всех работников полиции.

Действия по фотосъемке могут рассматриваться полицией как «мелкое хулиганство». Такая традиция берет свое начало еще с Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, в котором «хулиганством» называлось любое нарушение общественного порядка. Однако сейчас административная ответственность предусмотрена только за такие нарушения, которые «сопровождаются нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Таким образом, фотосъёмка  под эту статью не попадает.

Не является она также и уголовно наказуемым хулиганством, под которым в УК понимается грубое нарушение общественного порядка с применением оружия или совершаемое по мотивам ненависти и вражды.

Тем не менее, при запретах съемок ссылка на «нарушение общественного порядка» звучит довольно часто. Вопрос о том, что является таким «нарушением», а что – нет, в законодательстве не урегулирован, что открывает простор для произвольных толкований. На практике под «общественным порядком» понимается та совокупность общественных отношений и правил поведения, которая описана в правовых актах, а также регулируется разного рода «неписаными правилами»: традициями, моралью, и т. п.

«Общественный порядок» может изменяться в зависимости от региона: например, традиции в мусульманских регионах могут заметно отличаться от правил поведения в европейской части России. Однако фотографирование никогда не считалось нарушением общепринятых норм поведения, за исключением специфических случаев (например, когда фотосъемкой нарушается неприкосновенность частной жизни).

Хотя съёмка  не является нарушением общественного порядка и тем более хулиганством, возможно, работники полиции захотят составить в отношении снимающих протокол об административном правонарушении (не исключено – сфабрикованный). Не стоит оказывать сопротивление: вы только добавите к списку своих статей «неповиновение сотрудникам полиции». Все их действия будут по умолчанию считаться законными, за исключением явно выходящих за рамки, типа избиения.

Вас могут попросить проследовать в отделение полиции в двух случаях: если вы задержаны, либо если необходимо составить протокол, но сделать это на месте невозможно. Первое действие называется «задержанием», второе – «доставлением». Задержание применяется для обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении, его срок не может превышать трех часов. На практике это правило повсеместно игнорируется.

Живя в России и отстаивая свои права, стоит помнить, что при этом можно пострадать, причем от полиции, задача которой – эти права защищать. Поэтому не лишним будет записать в адресную книгу своего мобильника телефоны полицейской службы собственной безопасности, а также городских дежурных частей полиции. В случае начала конфликта с полицией имеет смысл позвонить кому-либо из друзей и продиктовать данные полицейского, который с вами беседует.




Уголовный кодекс Российской Федерации


Статья 213. Хулиганство

1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:

а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.




Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях


Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, – влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.



Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;



3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.



4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.



Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.



Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Устав патрульно-постовой службы полиции (утв. приказом МВД РФ 29 января 2008 г. №80)

226. Сотрудник подразделения ППСП в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.

227. Патрульный (постовой) полицейский при обращении к гражданину обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения гражданина патрульный (постовой) полицейский, обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утв. приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185)


20. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

При наступлении условий, предусмотренных Статьями 12—15 Закона Российской Федерации «О милиции[51 - Имеются в виду ситуации, в которых сотруднику полиции разрешено применять силу, спецсредства и оружие.]» (приложение 1 к Административному регламенту), действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться.

Кодекс об административных правонарушениях РСФСР (утратил силу)

Статья 158. Мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти рублей или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным,– административный арест на срок до пятнадцати суток.

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. №113 8)


Статья 12. Общие правила служебного общения

1. В общении с людьми сотруднику необходимо руководствоваться конституционным положением о том, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

2. Сотруднику следует:

начинать служебное общение с приветствия (приложив руку к головному убору, будучи в форменной одежде), воздерживаясь от рукопожатия; представиться, назвав свою должность, специальное звание, фамилию, кратко сообщить цель и причину обращения, по просьбе гражданина предъявить служебное удостоверение;

излагать свои замечания и требования в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;

выслушивать объяснения или вопросы гражданина внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;

относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;

быть предупредительным и внимательным к женщинам и детям.

3. При установлении личности гражданина или связанной с исполнением служебных обязанностей проверке документов сотруднику надлежит:

попросить в тактичной и вежливой форме предъявить требуемые документы;

предложить владельцу документов самому извлечь из них посторонние предметы при их наличии;

проверить документы быстро и внимательно, при необходимости более тщательной проверки объяснить гражданину её причину, сроки и способы проведения;

поблагодарить гражданина за сотрудничество с милицией по окончании проверки и возвращении документов.
 
Примечания
1
Имеется в виду создание произведения «с нуля», а не переработка уже существующего. Более подробно об авторско-правовой охране произведений вы можете прочитать в соответствующем вопросе (№ 8)
2
Статья 14.33 КоАП называется «Недобросовестная конкуренция» (прим. составителя).
3
Все нормативные акты приводятся с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.
4
См. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 9, «Ограничение доступа к информации».
5
На одну из таких жалоб автору сборника областное отделение потребнадзора ответило, что оснований для привлечения магазина к ответственности не видит, поскольку им не предоставлено доказательств того, что договор с магазином действительно был заключен (т. е., что условие о запрете на съемку является именно частью договора) . Так что к жалобе имеет смысл приложить чек из магазина, если вы что-то там покупали.
6
ternovskiy.livejournal.com/248547.html
7
Особенно хорошо это заметно в уголовно-процессуальном законодательстве: особый порядок выемки почтовой корреспонденции, для которой нужно решение суда, применяется только при выемке на почте. Те письма и посылки, которые уже доставлены, изымаются как и все остальные предметы, без судебного решения.
8
Этот принцип установлен статьей 10 Гражданского кодекса.
9
На официальном сайте башни говорится именно о запрете использования изображений, а не съемки: eiffel-tower.com/the-eiffel-tower-image-and-brand/image-rights-the-eiffel-tower-brand.html.
10
В числе нормативных актов к данному вопросу приведено определение Верховного суда, интересное прежде всего тем, что в нем рассматривается вопрос о цитировании не текста, а изображения.
11
В качестве примера таких безграмотных «правил ксерокопирования» можно привести документ, изданный Кемеровской областной научной библиотекой: www.kemrsl.ru/catalog/158.html. Его «общие положения» состоят, в основном, из ссылок на статьи четвертой части ГК, а сам он включает в себя не только обязательный запрет на съемку принесенным с собой фотоаппаратом, но и упоминание «уголовной ответственности».
12
Книга опубликована по адресу: «avtoprav.narod.ru».
13
Примером такого подхода может служить уголовное дело по обвинению историка М. Н. Супруна в «сборе и распространении сведений о частной жизни» (register.svobodainfo.org/ticket/377) . Под такими сведениями следствие и суд понимали личные дела спецпереселенцев из Германии (интернированных и репрессированных) . Несмотря на то, что эти дела были доступны широкому кругу лиц и не содержали никакой «личной тайны», по делу был вынесен обвинительный приговор. Для того, чтобы «притянуть» соответствующую статью, следствие использовало, главным образом, показания родственников спецпереселенцев, которые говорили о том, что «считают данные сведения своей личной тайной».
14
Перевод Совета Европы в редакции Института проблем информационного права, 2004.
15
Перевод на русский язык Ю. Берестнева, М. Виноградова.
16
rkn.gov.ru/news/rsoc/news21529.htm
17
www.dzhmao.ru/rd/news/newssite/detail.php?ID=17943
18
«Основы…» до 2012 года были основным законом, регулирующим медицинскую деятельность в РФ. Утратили силу в связи с принятием закона « «Об основах охраны здоровья граждан…»
19
О вынесении такого предупреждения газете «Коммерсантъ» можно прочитать на сайте газеты: «www.kommersant.ru/doc/1524798». Там же приводится решение суда, отказавшего в обжаловании предупреждения.
20
Перечень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования (утв. Приказом Роскартографии от 14 декабря 2000 г. №181пр).
21
www.gisa.ru/67241.html
22
www.fsb.ru/fsb/supplement/advice/dta.htm
23
Это распоряжение не публиковалось и найти его текст не удалось. Часть его цитируется по одному из комментариев в блогах: http://ru-railway.livejournal.com/1524049.html?thread=23601489#t23601489.
24
bit.ly/z3qT1E
25
v-yakunin.livejournal.com/35881.html
26
brainmade.livejournal.com/530.html
27
Например, по адресу: «bit.ly/JuYUY2» опубликовано одно такое объявление с Витебского вокзала Москвы, в котором приведены тарифы на различные услуги, в том числе и на фотосъемку. В объявлении содержатся ссылки на приказы РДЖВ-01/1—728/П от 28 декабря 2011 г. и ДЖВ-28 от 14 марта 2012 г.
28
Ответ опубликован по адресу: ternovskiy.livejournal.com/106945.html.
29
rusouth.info/territory3/pack7y/paper-hfgobr.htm
30
mymaster.livejournal.com/203507.html
31
mymaster.livejournal.com/224895.html
32
metro-ektb.ru/node/11
33
Ответ опубликован по адресу : photo. ip.ruuserseu-genius353490476719840.
34
Ответ опубликован на форуме «Транспорт в России», по адресу: forum.tr.ru/read.php?2,713168».
35
В связи с принятием нового закона «О лицензировании…» данные рекомендации фактически утратили силу, но формально не отменены.
36
Постановление Правительства РФ от 07 декабря 2011 г. №1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)».
37
Выписка из протокола заседания опубликована по адресу: pravdep.livejournal.com/128496.html.
38
Ответ опубликован по адресу: ternovskiy.livejournal.com/37585.html.
39
www.mn.ru/moscow/20111123/307626914.html.
40
Борис Вишневский, Чекизм крепчал или Кто что охраняет… (www.novayagazeta.spb.ru/2002/47/3)
41
Перечисляются только те улицы, которых не было в предыдущей версии перечня.
42
Примерный перечень таких «тайн» содержится в указе Президента об утверждении перечня конфиденциальной информации, а также в приложении к регламенту размещения информации на сайте суда общей юрисдикции.
43
Эти «правила съемок» опубликованы по адресу: mosritual.ru/organizacija-pohoronpravila-videosemok-na-obektah-gup.
44
www.izkom.ekburg.ru/documents/otvet.rtf
45
www.cikrf.ru/law/federal_law/comment/st 30.html
46
www.cikrf.ru/banners/elect_duma/gd_block.pdf
47
И инструкция и «Рабочий блокнот» принимались к конкретным выборам, поэтому не исключено, что к следующим выборам будут приняты новые подобные документы.
48
www.rg.ru/2012/02/08/churov.html
49
mamarazzi-ru.livejournal.com/1333092.html
50
Многие СМИ, комментируя постановление, сообщили, что суд, якобы, указал, что доказыванию по делу подлежит не назначение устройства, а то, собирался ли обвиняемый с его помощью фактически получать какие-либо сведения, содержащие охраняемую законом тайну. Это – неверная трактовка, ничего подобного в постановлении КС нет.
51
Имеются в виду ситуации, в которых сотруднику полиции разрешено применять силу, спецсредства и оружие.

Текст:
Сборник часто задаваемых вопросов о праве на фотосъёмку. Версия 1.2
Павел Протасов
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5
Читают тему (гостей: 1)
Кинотранспорт в аренду