"Муля, не нервируй меня"
29.09.2019 19:00
Киноагентство Новости от партнеров
Подкидышу- 80!
Да, знаменитой и любимой всеми советской комедии о потерявшейся маленькой девочке с фразой Раневской "Муля, не нервируй меня" - 80 лет...
Съемки фильма проходили с мая по декабрь 1939 г. на киностудии «Мосфильм».
Дата же 3 сентября выбрана для поста не случайно. 3 сентября 1934 г.
День рождения исполнительницы главной героини, девочки Наташи Мухиной - Вероники Лебедевой. Ей исполняется 85 лет.
За длительный срок - целую человеческую жизнь - многое произошло, страна изменилась до неузнаваемости, пережила тяжелые годы военных лишений, много позже поменяла конфигурацию границ, да и название не сохранила. Что-то безвозвратно утрачено, но и приобретений не счесть.
Не так уж и много фильмов из довоенной поры, которые с удовольствием теперь смотрят новые, продвинутые поколения реперов и хипстеров. Среди них -"Подкидыш", который знают практически все.
Маленькая смешная девочка Наташа, бесстрашно вышагивающая по улицам огромного мегаполиса - она вышла из дома и потерялась. Но в её судьбе приняли участие все, кого она встречала в своём путешествии.
За неё переживают и зрители, которые конечно уверены, что всё закончится хорошо.
В современном мире так происходит не всегда. В одной только Москве, например, ежедневно по сводкам МВД проходит не менее 5 пропавших детей, а в целом по России -16. Большинство из них с помощью волонтеров находятся в первые же сутки. Но, увы, это не стопроцентный показатель.
Но не будем о грустном - ведь с экрана нам беззаботно улыбается симпатичная детская мордашка с бантиками, и мы все 80 лет твердо знаем, что чтобы не случилось, нас всегда ждет счастливый конец.
Началось всё с того, что во второй половине 1930-х годов Агния Барто и Рина Зелёная написали сценарий о поисках девочки, ушедшей из дома и отправившейся гулять по московским улицам. Их произведение, получившее название «Подкидыш», было принято на «Мосфильме» в первом же варианте. Фильм, режиссёром которого назначили Татьяну Лукашевич, был запущен в производство.
Режиссер Татьяна Лукашевич
К слову сказать, большинство лент Татьяны Лукашевич посвящены детям или подросткам, только вступающим во взрослую жизнь. Славу ей принесли художественные фильмы и фильмы-спектакли, такие как: «Подкидыш», «Свадьба с приданым», «Аттестат зрелости», «Слепой музыкант» и другие.
Для роли Наташи Мухиной создатели «Подкидыша» заметили девочку на улице и обратились к её родителям с просьбой привести ребёнка на кинопробы. В студии Вероника Лебедева прочитала двустишие «Муха села на варенье — вот и всё стихотворение» и была утверждена на роль.
По воспоминаниям Рины Зелёной, «маленькая фея» сразу продемонстрировала умение свободно общаться и держалась в присутствии взрослых весьма непринуждённо. Проблемы выявились несколько позже: «Внешность этого ангела не имела ничего общего с её характером. <…> этот чертёнок Наташка приводила всех в отчаяние».
Спустя несколько десятилетий после выхода «Подкидыша» Вероника Лебедева сообщила, что не согласна с версией Рины Зелёной о том, что съёмочный процесс напоминал «укрощение строптивой». По заверению Лебедевой, она была «воспитанным и покладистым ребёнком».
Вероника после столь раннего успеха в кино (ей во время съемок было 4,5 года) не стала актрисой. Ее приглашали еще сниматься, но война разрушила все планы кинематографистов. Даже прошел слух, что девочка не выжила в военные годы, т.к. она больше ни разу не появилась в кино, Но это не так...
Окончив педагогический, Лебедева устроилась работать в школу, обучала детей английскому языку. Потом вышла замуж за писателя и историка Игоря Синицына, родилась дочь. Вероника оставила работу, чтобы заниматься семьей и помогать мужу писать книги, была его редактором.
В середине нулевых мужа не стало, что далось Веронике тяжело. Теперь она часто болеет и живет только прошлым.
Во время съёмок особо тёплые отношения у юной актрисы сложились с Ростиславом Пляттом, который создавал для неё игровую атмосферу не только в кадре, но и в паузах между дублями.
«Лучшей актёрской удачей» фильма «Подкидыш» киновед Ростислав Юренев назвал работу Ростислава Плятта, сыгравшего роль бездетного геолога Евгения Семёновича.
При создании образа долговязого холостяка актёр совместил маску Доктора из итальянской комедии дель арте, черты Жака Паганеля из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», отдельные качества Дон Кихота и других «добрых, рассеянных, умных, серьёзных и наивных людей».
По воспоминаниям Рины Зелёной, съёмки с участием Плятта вызывали интерес всей студии. Сцену, в которой Наташа вытирает геологу мокрые волосы, снимали в неотапливаемом павильоне. Помощник режиссёра за кадром поливал голову артиста водой, а Вероника Лебедева, на которую летели брызги, реагировала на «дождик» вопросом: «Плятт, зачем ты плюваешься?»
В предвоенных советских фильмах нечасто встречались герои с ярко выраженной индивидуальностью; одним из исключений оказался «ломающий условности ребёнок — непоседа Наташка»
Съемка фильма стала строиться как игра — благодаря этой иллюзии юная актриса сохраняла на площадке естественность и непринуждённость, она просто жила в предлагаемых обстоятельствах, принимала правила игры и немного импровизировала.
Так, в одной из сцен Наташа должна была предложить Муле стакан с газированной водой. Девочка повела себя искренне и непосредственно потому, что, с одной стороны, поверила артисту Петру Репнину, который «с неподдельной грустью смотрел на стакан»; с другой — отреагировала на закадровую режиссёрскую подготовку Лукашевич, заведомо сообщившей ребёнку, что «Раневская жадная и способна одна выпить всю воду»
Реплику «Муля, не нервируй меня!», адресованную своему экранному «супругу» — артисту Петру Репнину, произнесла в паузе между дублями Фаина Раневская. Её не было в сценарии. Замечание актрисы показалось создателям «Подкидыша» удачным, и непроизвольный элемент диалога органично вошёл в картину.
Столько лет мне кричали на улицах мальчишки: «Муля, не нервируй меня!» Хорошо одетые надушенные дамы протягивали ручку лодочкой и аккуратно сложенными губками, вместо того, чтобы представиться, шептали: «Муля, не нервируй меня!» Государственные деятели шли навстречу и, проявляя любовь и уважение к искусству, говорили доброжелательно: «Муля, не нервируй меня!» Я не Муля. Я старая актриса и никого не хочу нервировать. <…> Столько людей аплодируют мне, а мне так одиноко.
В 2008 году в Таганроге, возле дома, где в детстве жила Фаина Раневская, был установлен памятник. Скульптор Давид Бегалов изобразил актрису в роли Ляли из «Подкидыша».
Памятник Фаине Раневской в Таганроге
О работе в «Подкидыше» Раневская вспоминала без удовольствия. После съёмок на многолюдной улице Горького, где артисты вынуждены были и репетировать, и записывать фонограммы в присутствии наблюдателей, актриса призналась, что её раздражает сама публичность кинопроцесса: «У меня лично было такое чувство, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний»
Фильм Татьяны Лукашевич предвосхитил жанр «городских прогулок» - «Я шагаю по Москве»
Москва для героини «Подкидыша», отправившейся в первое самостоятельное путешествие.
Маршрут девочки начинается с Бульварного кольца, которое предстаёт перед зрителем как идеальное место для отдыха и семейных прогулок.
Семья Наташи живёт на Чистопрудном бульваре, № 14, строение 3. Здание, украшенное барельефами с изображением сказочных животных и птиц, горожане называли Дом со зверями.
Фасад доходного дома со стороны Чистопрудного бульвара, 2016 год
По эскизам художника Вашкова на третьем и четвёртом этажах дома был выложен «ковёр» из терракотовых барельефов, изображающий сказочных зверей, птиц и растений. Художник являлся учеником Виктора Васнецова, большим ценителем традиций русской живописи, особенно церковного направления. Барельефы Вашкова не были прямым заимствованием, а скорее авторским переосмыслением, переносом древних образов в реалии начала XX века.
В момент съёмок здание имело четыре этажа с полуподвалом, после реконструкции 1945 г. этажей стало семь.
Когда девочка выходит на улицу, зритель видит проезжающий трамвай с литерой «А», именуемый «Аннушкой».
Маршрут «А», следовавший по Бульварному кольцу, появился в 1911 году. Кольцевое движение «Аннушки» прекратилось в 1930-х годах. В одной из сцен «Подкидыша» в кадр попадает двухэтажный троллейбус. Это транспортное средство эксплуатировалось в Москве с конца 1930-х до начала 1950-х годов
Никитский бульвар
Во время поисков Наташи герои картины оказываются на Никитском бульваре, № 9, возле Дома полярников. Он был построен в 1936 году для работников Главсевморпути.
Никитский бульвар, д.№ 9
В конце 1930-х в этом доме поселились герои-папанинцы, за судьбой которых на дрейфующей станции следила вся страна. И да, в таком огромном доме было всего 45 квартир.
Заключительный этап поисков девочки происходит на ВСХВ (ВДНХ).
Включение в картину сцен на ВСХВ было связано с выполнением пропагандистских задач: выставка открылась за пять месяцев до выхода фильма в прокат и нуждалась в рекламе. В «Подкидыше» впервые в советском кино был показан памятник «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.
Семь лет спустя, в 1947 году, изображение этой скульптуры стало эмблемой «Мосфильма»
Большой мир, возникший перед Наташей за порогом её дома, полон открытий — в нём живут доброжелательные милиционеры, приветливые дворники, ответственные воспитатели; по замечанию писателя Леонида Костюкова, единственная «угроза», исходящая от москвичей, связана с их желанием удочерить потерявшегося ребёнка.
«Подкидыш», как писал киновед Виктор Филимонов, снят в предвоенное время в тоталитарном государстве, однако мир, в котором пребывают персонажи ленты, «как бы ничего об этом знать не желает».
Искусство не создаётся судорогой, насупленными бровями, напряжением, вымучиванием гениального сценария. Комедия создаётся лёгким сердцем, доверием к своему времени, пониманием сущности мастерства и весёлым умением, которое освобождает от видимого напряжения и даёт возможность размещать роль по обе стороны координат зрительского внимания, трогая и смеша его. Это не значит, что лента очень хорошая: она значительна
— Виктор Шкловский. «Литературная газета», 1940, № 6
Источник
КОММЕНТАРИИ
Чтоб писать комментарии авторизуйтесь или зарегистрируйтесь