«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, Дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

День рождения Жени, Женечки и "Kатюши"














Я не случайно упомянул количество копий, поскольку тираж фильма в те годы был своего рада показателем благосклонности власти к фильму вообще, и кинематографических властей, в частности. Так вот, для сравнения, тиражи вышедших на экраны примерно в те же 1967-1968 годы фильмов характеризовались следующими данными: "Кавказская пленница..." Леонида Гайдая - 1474 копии, "Доживём до понедельника" Станислава Ростоцкого - 1671 копия, "Бриллиантовая рука" опять же Леонида Гайдая - 2079 копий. Как говорится, невооружённому глазу видна, мягко говоря, нерасположенность властей к фильму Владимира Мотыля. Но почему?


Начнём с того, что в основу сценария фильма положена повесть Булата Шалвовича Окуджавы "Будь здоров, школяр!". Повесть эта имеет во многом автобиографический характер, поскольку основана на воспоминаниях поэта, барда и писателя о военных днях, когда он, отправившийся на войну добровольцем, воевал сначала в должности миномётчика в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса, а затем, после ранения, в должности радиста в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта.


Первая публикация этой повести состоялась в 1961-м году в альманахе "Тарусские страницы". Инициатором и идейным вдохновителем этого альманаха был Константин Паустовский. Главной особенностью этого альманаха было то, что тогдашний секретарь Калужского обкома по идеологии Алексей Сургаков, поверив в "хрущёвскую оттепель", взял на себя смелость разрешить публикацию материалов, не прошедших цензуру в Москве. Был запланировано выпустить альманах тиражом 75 тысяч экземпляров. 


Всё закончилось тем, что была выпущена первая часть тиража в 31 тысячу экземпляров. Повесть Окуджавы попалась кому-то на глаза из идеологического начальства, дальнейшая публикация была запрещена, нереализованная часть тиража была уничтожена, главный редактор издательства был уволен, директор получил строгий выговор, Сургакову поставили на вид. И это, повторяю, в самый, можно сказать, разгар Оттепели. Всё дело в том, что изображение военных событий в повести Окуджавы, закончившего военную службу рядовым красноармейцем, было даже более правдивым и достоверным, чем в произведениях так называемой "лейтенантской прозы". И это в прямом смысле слова бесило идеологическое руководство. (Попутно отметим, что в 1987 году, в годы перестройки, эта повесть Булата Окуджавы была опубликована отдельным тиражом.)


Каким-то чудом один из уцелевших экземпляров альманаха попал в руки Владимиру Мотылю, который, естественно, загорелся идеей экранизации повести Окуджавы. Но при этом Мотыль прекрасно понимал что реализовать эту идею будет очень непросто. И, как говорится, было бы счастье, да несчастье помогло. В середине 60-х годов Владимир Мотыль начал работать над фильмом о декабристах. Но, как выяснилось, несмотря на то, что ленинская фраза про то, "декабристы разбудили Герцена", присутствовала в каждом школьном учебнике истории, сама идея восславить людей, осмелившихся бросить вызов - страшно подумать! - верховному правителю страны, в глазах многих ответработников по идеологии выглядела страшной крамолой. И они мягко, но настойчиво, порекомендовали Мотылю поменять тему будущего фильма. Например, на тему Великой Отечественной войны. И Мотыль этим воспользовался. Конечно, не без некоторых хитростей и манипуляций.  


Мы не будем рассказывать историю создания этого фильма. Все перипетии и злоключения, постигшие фильм буквально с самого начала работы над сценарием, борьба с запоями Олега Даля, все "бодания с дубом", то бишь с партийно-идеологическими структурами за выход фильма на экраны, роль Булата Окуджавы в создании фильма, роль А.Н.Косыгина в выпуске картины на экраны советских кинотеатров достаточно подробно описаны и самим режиссёром фильма Владимиром Мотылём, и другими очевидцами, например, здесь и здесь.


Мы лишь отметим, что, несмотря на достаточно скромный тираж картины, в СССР её в первый год посмотрели почти 25 миллионов человек. На наш взгляд, одним из показателей популярности фильма может случить количество зрителей, приходящееся на одну копию. Ведь одно дело, когда фильм демонстрируется в каждом кинотеатре, в том числе и в том, который в двух шагах от твоего дома. И совсем другое дело, когда фильм демонстрируется лишь в 3-5 кинотеатрах на противоположном конце города, а то и вообще, в другом городе. Так вот, по фильмам - "ровесникам" фильма Мотыля картина такая: "Бриллиантовая рука" - 36,8 тысяч на копию, "Доживём до понедельника" - 18,5 тысяч зрителей на копию, "Женя, Женечка и «Катюша» - 33,7 тысяч на копию.


Известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев так охарактеризовалпопулярность этого фильма и её причины: "фильм Мотыля и Окуджавы не случайно превратился в культовый в среде интеллигенции, которая сразу же почувствовала не только вызов авторов против ложной героизации войны, но и их почти диссидентское по тем временам стремление отстоять право каждого маленького человека на большой битве народов иметь и хранить в неприкосновенности свою особую, подчас странную и смешную индивидуальность."


И ещё одно наше наблюдение. Существует мнение, что западный кинопрокат, в целом настроенный весьма негативно в отношении советских фильмов, благосклонно относился к тем из них, авторы которых были "уличены" в той или иной степени "диссидентства". Возможно, и так. Но только это правило не распространялось на военные фильмы. Фильмы, показывающие хотя бы в малейшей степени роль Советской армии в разгроме фашизма, будь их авторы хоть трижды диссидентами, не допускались на экраны американских, да и в целом западных кинотеатров. Пожалуй, единственным счастливым исключением из этого правила служит "Иваново детство" Андрея Тарковского. Но об этом фильме наш разговор ещё впереди. А фильм "Женя, Женечка и «Катюша»" не был допущен на экраны американских, да и большинства европейских стран. Кроме Венгрии и Чехословакии, если верить IMDB. 


Современный кинозритель оценил этот фильм Мотыля и Окуджавы не менее высоко, чем зритель 60-х годов. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки 8 и выше. На основании этого показателя и сказанного выше рейтинг фильм Владимира Мотыля "Женя, Женечка и «Катюша» по версии FilmGourmand'а составил 8,024, что позволило ему занять 677-е место в Золотой Тысяче.





Источник
Теги: #День рождения#Жени#Женечки#Kатюши#В августе 1967-го года#экраны советских кинотеатров#достаточно ограниченным тиражом#730 копий#фильм Владимира Мотыля 2008 19

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду