[B]2. Может ли собственник запретить фотографировать своё имущество?[/B]
Обычно на «право собственника» ссылаются тогда, когда необходимо ввести запрет съёмки в магазинах, кафе, и тому подобных заведениях. В качестве обоснования приводится [B]Статья 209 Гражданского кодекса[/B]:
«1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.»
повествующая о содержании права собственности, и наделяющая собственника полномочиями по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. На основании этой нормы часто вводится запрет на съёмку, при этом она приравнивается к «пользованию имуществом», которое собственник, якобы, таким образом запрещает.
Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить «пользованием» вообще любое получение информации, включая пристальное рассматривание. Но фактически тот, кто вводит на территории «своей собственности» подобные запреты, пытается запретить другим пользоваться их собственностью, то есть фотокамерами.
Понятие «пользования имуществом» не определено в законе, что даёт «запретителям» возможность толковать его предельно широко, называя «пользованием» и фотосъёмку. Но в научной литературе под «пользованием» понимают извлечение из вещи полезных свойств в процессе ею потребления. Право пользования может осуществляться только при эксплуатации вещи, для чего, в свою очередь, обычно требуется передача ею во владение использующего. Пользоваться вещью, можно, и не владея ею, например, в помещении собственника, если вещь громоздкая. Но такие ситуации встречаются редко.
Если попытаться довести подобную логику до абсурда, то можно вспомнить, что любое бесплатное использование имущества – это, с точки зрения Налогового кодекса, «внереализационный доход», который подлежит налогообложению. Если фотографирование вещи является «пользованием» ею, то в случае, когда изображение имущества используются в деятельности коммерческой организации, налоговый орган должен оценить стоимость фотосъёмки сообразуясь со средним уровнем цен на аналогичные услуги (например, на аренду реквизита в фотостудиях), и доначислять налог на прибыль, а также оштрафовать налогоплательщика за его недоплату. Налоговые последствия будут и для владельца такого имущества, в частности, ему могут доначислить НДС с рыночной стоимости его аренды. Но даже с учётом порядков в отечественной налоговой инспекции, на практике такого почему-то не происходит…
Дополнительно в обоснование запрета приводится также право собственника «совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам», закреплённое в той же статье 209 ГК. Однако запрет касается использования фотокамер, принадлежащих покупателям, а не магазину.
Такие правила поведения, установленные внутри магазинов и прочих мест оказания услуг имеет, по большому счету, одну реальную причину: владельцы заведений хотят пресечь фиксацию возможных нарушений закона «О защите прав потребителей» и других нормативных актов.
Передача имущества во временное пользование (либо одновременно во владение и пользование) называется «арендой» и описывается в 34-й главе Гражданского кодекса. У фотосъёмки нет ничего общего с арендой: собственник не лишается права пользования имуществом и оно не передаётся «арендодателю» -фотографу.
Вся информация о товарах, которую продавец доводит до сведения покупателя, представляет собой так называемую «публичную оферту», описанную в статье 437 ГК. Доступ к информации, входящей в состав такой оферты, должен предоставляться неограниченному кругу лиц, поэтому она, в соответствии с законом «Об информации…» является общедоступной. То, с помощью чего покупатель будет фиксировать и обрабатывать такую информацию, владелец заведения регламентировать не может.
В Гражданском кодексе есть только одна [B]Статья[/B], охраняющая изображение само по себе – это ст. 152
«Охрана изображения гражданина». Охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает. «Информация о собственности» не включена и в статью 128 ГК, описывающую так называемые «объекты гражданских прав», действия с которыми регулируются гражданским законодательством. Таким образом, Гражданский кодекс правоотношения, связанные с информацией, не регулирует вообще, и к праву собственности они не имеют никакого отношения.
Владелец «собственности» просто [B][U]не может устанавливать правил, обязательных для выполнения кем-то посторонним, не состоящим от него в служебной зависимости[/U][/B]. Такие права даны только представителям власти или «должностным лицам». Определение этого понятия дано в примечании к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях, в которой «должностными лицами» названы те, кто обладает распорядительными полномочиями в отношении не находящихся в служебной зависимости от себя лиц. [B][U]Владелец магазина или иного заведения представителем власти не является[/U][/B], и поэтому может командовать только своими работниками.
Какие-то ограничения могут быть установлены на использование изображений предметов, являющихся произведениями, охраняемыми авторским правом. Но авторские права принадлежат создателю таких предметов, а не их обладателю: по общему правилу, сформулированному в ст. 1227 ГК, «интеллектуальные права» не зависят от собственности на ту вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности, и не переходят вместе с правом собственности. Единственное исключение – продажа оригинала произведения, если его собственник обладает также и исключительным правом на него. В этом случае вместе с оригиналом к приобретателю переходит и исключительное право.
К тому же, как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами [4 - См. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 9, «Ограничение доступа к информации».]. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ею использования», поэтому любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе. Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник уже не может ссылаться на статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают права других лиц.
Если же речь идёт об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон «О защите прав потребителей». Его восьмой статьёй закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товаре. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрабатывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается.
Кроме того, статьёй 16 данного закона закрепляется недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными правовыми актами. А поскольку «потребителем» считается гражданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошёл в магазин с этим намерением.
Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 ЗоЗПП, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в постановлениях, принятых им.
К тому же, законодательство о правах потребителей – часть гражданского законодательства, отнесённого Конституцией к исключительному предмету ведения Российской Федерации. Это означает, что какие-либо нормативные акты в этой области могут принимать только федеральные органы власти. Однако в ряде регионов местные законодательные органы все-таки принимают нормативные акты, которые затрагивают права потребителей. Разумеется, делается это незаконно.
Наиболее популярным документом в этой области являются «Правила продажи отдельных видов товаров», в которых запретов на съёмку не содержится. Не исключено, что они есть в других нормативных актах Правительства, регулирующих какие-то услуги, но автору данного сборника ничего о них не известно.
Однако при обжаловании действий владельцев магазинов в органы потребнадзора было обнаружено, что в разных регионах сформировалась разная практика привлечения к ответственности за такие самовольно введённые ограничения. В некоторых регионах Потребнадзор привлекает к ответственности по статье 14.8 КоАП, за «включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя», рассматривая запрет на съёмку как составную часть договора купли-продажи. В других регионах органы Роспотребнадзора просто обязывают устранить нарушения, без привлечения к ответственности, либо вообще отказываются как-то реагировать на подобные нарушения.
[I][5 - На одну из таких жалоб автору сборника областное отделение потребнадзора ответило, что оснований для привлечения магазина к ответственности не видит, поскольку им не предоставлено доказательств того, что договор с магазином действительно был заключён (т. е., что условие о запрете на съёмку является именно частью договора) . [/I]
Так что к жалобе имеет смысл приложить чек из магазина, если вы что-то там покупали.]. Поэтому, обращаясь туда с жалобой, будьте готовы к любому из вариантов ответа (имеет смысл жаловаться одновременно и в прокуратуру).
Норма, позволяющая хоть как-то обосновать запрет на съёмку, содержится только в пятом пункте «Правил оказания услуг общественного питания», который разрешает владельцу заведения устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Но ограничение на сбор информации все-таки противоречит Конституции и закону «Об информации…»
[B]Таким образом, любые ограничения фото– и видеосъемки могут вводиться только тогда, когда она перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям.[/B]
[B]Нарушений, согласно КОАП РФ, статья 20 Глава 20, которое можно вменить съёмочной группе не так много, всего две: [/B]
[I]Статья 20.1. Мелкое хулиганство[/I]
[I][Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 20] [Статья 20.1][/I]
[I]1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -[/I]
[I]влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.[/I]
[I]2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.[/I]
*Нужно обратить внимание на: «выражение явного неуважения к обществу» - это хамство с стороны сотрудника съёмочной группы, который вполне мог позволить пользоваться «…нецензурной бранью» в отношении общественности. Потому необходимо при работе в местах общественного доступа исключить возможные инциденты с персоналом съёмочной группы. На собрании объясните ответственность за хамство и укажите, что нещадно будете сдавать на 15 суток зачинщика переполоха.
Если же возник прецедент – вызывайте смело полицию, не сомневаясь в своей правоте и необходимости: ведь идёт нарушение прав и смена под угрозой. Решением проблем законности занимается полиция.
[B][I]Сложнее дело обстоит с съёмочной группой, состав которой превышает иногда 70 человек. Получается, что объединённые сотрудники съёмочной группы или «съёмки» классифицируются Законом как «Публичное мероприятие» о котором надо Уведомлять соответствующие инстанции Местного самоуправления. Но никто не может запретить.[/I][/B]
[B]Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования[/B]
[B][Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 20] [Статья 20.2][/B]
[I]1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.[/I]
[I]2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.[/I]
[I]3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.[/I]
[I]4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.[/I]
[I]5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.[/I]
[I]6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.[/I]
[I]6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.[/I]
[I]7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, - влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.[/I]
[I]8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.[/I]
[B][I]Соответственно дирекции необходимо учитывать: «повлёкшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения)» - запрещать и препятствовать проходу граждан, работе общественного транспорта (касается перекрытий) без Уведомления структур.[/I][/B]
Существует также письмо Комитета РФ по торговле с приложением «Примерных правил работы предприятий розничной торговли», в которых, среди прочего, установлена обязанность покупателей «соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования». Но во-первых, требования эти не могут противоречить закону, а запрет на съёмку ему противоречит. А во-вторых, Письмо вообще не является нормативным актом: оно представляет собой всего лишь рекомендацию по принятию своих правил на основании «примерных». Приняты они в конкретном магазине, или нет – нужно определять отдельно в каждом конкретном случае (чаще всего они принимаются самостоятельно, и не используют «примерные правила» в качестве основы).
Владельцы некоторых магазинов ссылаются в обоснование своего права устанавливать запреты на закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В его восьмой статье торговой организации даётся право устанавливать порядок и условия осуществления торговой деятельности.
Ссылка на этот закон также неправомерна: он регулирует отношения между торговыми предприятиями и контролирующими органами. «Торговой деятельностью» в нем названа разновидность предпринимательской деятельности, но покупатель никакой предпринимательской деятельностью не занимается. Кроме того, даже этот закон не наделяет владельца торгового заведения полномочиями должностного лица, так что попытки как-то ограничивать на его основании покупателей – неправомерны. Отношения между ними и продавцами регулирует закон «О защите прав потребителей», который распространяется именно на те случаи, когда товар или услуга приобретаются не для предпринимательской деятельности.
Иногда может потребоваться согласие на публикацию фотографии от собственника изображённого на ней предмета, например, при продаже фото в зарубежные фотобанки или издательства: такое требование содержится в законодательстве некоторых зарубежных стран. Согласие может потребоваться и при коммерческом использовании фотографий предметов, находящихся в музеях (это, пожалуй, единственный случай, когда собственник может ограничить использование изображений своей собственности).
Владелец заведения может разрешать съёмку за плату, объявляя ею «услугой». Это тоже незаконно: «услугой», в соответствии со статьёй 779 ГК, являются только «действия» или «деятельность». В данном случае имеет место только незаконный запрет: действия по съёмке производит сам посетитель, а не персонал заведения, поэтому «разрешение на право съёмки» услугой не является. Если за него берутся деньги, это представляет собой так называемое «неосновательное обогащение».
Часто при фотосъёмке возникает вопрос о правомерности доступа на земельный участок, находящийся в чьей-то собственности. В статье 262 ГК закреплено так называемое «право доступа на земельный участок», в соответствии с которым при отсутствии ограждений или иных уведомлений о нежелательности такого доступа (например, табличек с запрещающими надписями), вход на участок и проход по нему разрешаются беспрепятственно, если это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику участка.
А вообще, предугадать, на что в следующий раз сошлётся очередной запретитель съёмки, очень сложно. Например, существует инструкция для работников московского отделения «Почты России [6 - ternovskiy.livejournal.com/248547.html]», которая запрещает проведение съёмок в почтовых отделениях со ссылкой на закон «О почтовой связи», который защищает «тайну связи», то есть, информацию об адресных данных и почтовых отправлениях.
Естественно, и в данном случае «тайна связи» откровенно притянута к данной ситуации за уши. «Почтовой связью» в законе названа деятельность от приёма корреспонденции до ею вручения получателю. То, что происходит до и после этого, «тайной связи» не является
[I][7 - Особенно хорошо это заметно в уголовно-процессуальном законодательстве: особый порядок выемки почтовой корреспонденции, для которой нужно решение суда, применяется только при выемке на почте. Те письма и посылки, которые уже доставлены, изымаются, как и все остальные предметы, без судебного решения.], [/I]
поскольку не входит в «сферу деятельности» оператора связи, как это требуется в определении «тайны».
Кроме того, как уже было сказано, ограничения для потребителей могут устанавливаться только в правилах оказания определённых услуг, утверждённых Правительством. Правила оказания услуг почтовой связи ограничений на съёмку не содержат.
[B]Конституция Российской Федерации[/B]
[B]Статья[/B] 71
В ведении Российской Федерации находятся: …
О) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; …
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
[B]Статья[/B] 2.4. Административная ответственность должностных лиц
…
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.…
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
[B]Статья[/B] 209. Содержание права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. …
[B]Статья[/B] 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
[B]Статья[/B] 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределённому кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся, признается офертой (публичная оферта).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
[B]Статья[/B] 606. Договор аренды
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (Наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
[B]Статья[/B] 779. Договор возмездного оказания услуг
1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.…
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
[B]Статья[/B] 1227. Интеллектуальные права и право собственности
1. Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
2. Переход права собственности на вещь не влечёт переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 1291 настоящего Кодекса.
[B]Статья[/B] 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение
2. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.…
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
[B]Статья[/B] 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
…
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
…
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300—1 «О защите прав потребителей»
[B]Статья[/B] 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.
Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
[B]Статья[/B] 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
[B]Статья[/B] 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.…
Федеральный закон от 18 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
[B]Статья[/B] 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) торговая деятельность (далее также – торговля) – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;…
[B]Статья[/B] 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
…
2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:
1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);
6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:
а) ассортимент продаваемых товаров;
б) режим работы;
в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;
г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;
д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;
8) цены на продаваемые товары;
9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;
11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.…
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи»
[B]Статья[/B] 2. Основные понятия
В целях регулирования отношений в области почтовой связи применяются следующие основные понятия:
почтовая связь – вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств;
…
тайна связи – тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, не подлежащая разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи;…