[B]
22. Запрещена ли фотосъёмка с борта самолета и в аэропортах?[/B]
[B]Статья[/B] 11.17 КоАП устанавливает ответственность за «нарушение правил фотографирования, видео– и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна». [B]Статья[/B] 75 Воздушного кодекса говорит о том, что «использование фото– и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». О самих этих правилах, утвержденных именно Правительством, ничего не известно. Есть основания полагать, что их просто нет, а значит, нарушить их невозможно.
Сейчас эта деятельность регулируется разделом VII (п. п. 7.12—7.20) Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (т. н. «ФАП-128»). Они были утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. №128 и действуют с декабря 2009 г. То, что описано в них, не имеет ничего общего с любительской фотосъемкой из окна самолета. Обычная съёмка не является «дистанционным зондированием земли», под данным понятием традиционно понимается аэро– и спутниковая фотосъёмка земной поверхности с помощью специальной аппаратуры.
До недавнего времени законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» была установлена необходимость получения лицензии на картографическую деятельность, к которой традиционно относилась и аэрофотосъёмка . По смыслу закона и рекомендаций, принятых Министерством транспорта[35 - В связи с принятием нового закона «О лицензировании…» данные рекомендации фактически утратили силу, но формально не отменены.], лицензированию подлежала только съёмка при инженерных изысканиях, строительстве и межевании земель.
Однако, прежний закон «О лицензировании…» был отменен после вступления в 2011 году в силу нового закона с таким же названием. Согласно новому закону, лицензированию подлежит только картографические работы федерального назначения, «результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение». Постановлением Правительства[36 - Постановление Правительства РФ от 07 декабря 2011 г. №1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)».] установлен список таких работ, в который аэрофотосъёмка не включена. В любом случае, простая художественная съёмка с воздуха, не предназначенная для сбора картографических данных к лицензируемым видам деятельности относиться не может.
Порядок осуществления аэрофотосъемки для целей геодезии и картографии также регулируется Инструкцией о порядке осуществления государственного геодезического надзора, которая устанавливает необходимость получения разрешения на производство аэрофотосъемки.
В существующих Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» запрета на фотосъемку не содержится, более того – ими прямо разрешено провозить при себе фотоаппараты и видеокамеры (п. 135 Правил).
До того, как они были приняты, действовали «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР», в которых (п. 4.2.6) было требование перевозки съемочной аппаратуры в упакованном виде и запрет на пользование ею в полете. Сейчас они утратили силу.
Существуют ограничения на пользование электронными приборами при взлете и посадке, связанные с безопасностью. Дополнительные запреты на съемку, установленные авиакомпанией для пассажиров, нарушают статью 16 ЗоЗПП, о которой уже говорилось выше.
Меры по обеспечению безопасности в аэропортах регулируются положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также принятыми на его основе Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам». Правила обязательны лишь для лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропортов. На пассажиров они не распространяются и распространяться не могут, поскольку утверждены не Правительством, как того требует ЗоЗПП.
Законно ограничения на съемку установлены данными правилами (пп. «б» п. 16) только в так называемой «контролируемой зоне аэропорта», к которой относятся «рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется». Посетители и лица, не работающие в аэропорту пропускаются в такую зону только по пропускам.
Кроме того, запрет на использование съемочной техники в контролируемой зоне содержится в п. 3.4 «Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации». Однако, пунктом 1.3 этого же Положения его действие распространяется только на лиц, работающих в аэропортах. Та зона, куда допускаются пассажиры для посадки в самолет, называется «стерильной», и запрета на съемку в ней Положение не содержит.
Конвенцией о международной гражданской авиации (ст. 36) присоединившимся к ней государствам дано право запрещать фотографирование с самолетов, пролетающих над их территорией.
Конвенция о международной гражданской авиации
[B]Статья[/B] 36. Фотоаппаратура.
Каждое Договаривающееся Государство может запрещать или регламентировать использование над его территорией фотоаппаратуры на борту воздушных судов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
[B]Статья[/B] 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте
4. Нарушение правил фотографирования, видео– и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.…
Воздушный кодекс Российской Федерации
[B]Статья[/B] 75. Использование фото– и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна
Использование фото– и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (утратил силу)
[B]Статья[/B] 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
…
42) геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
43) картографическая деятельность, за исключением картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;…
Федеральный закон от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
[B]Статья[/B] 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
…
42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);…
Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 г. №142)
12. Члены экипажа воздушного судна для выполнения полетного задания или иных служебных обязанностей допускаются в рабочую площадь аэропорта, прилегающую к ней территорию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (далее – контролируемая зона аэропорта) по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, после прохождения процедуры предполетного досмотра.
…
15. Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора (ов) допуска.
16. В контролируемой зоне аэропорта не допускается:
…
б) использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото– и видеоаппаратуры;…
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. Приказом Коллегии Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. №82)
135. Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж:
дамская сумочка или портфель;
папка для бумаг;
зонтик;
трость;
букет цветов;
верхняя одежда;
печатные издания для чтения в полете;
детское питание для ребенка во время полета;
телефон сотовой связи;
фотоаппарат;
видеокамера;
портативный компьютер;
костюм в портпледе;
детская люлька при перевозке ребенка;
костыли, носилки или кресло-коляска при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью.
Вещи, указанные в настоящем пункте, не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками.
Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2009 г. №12 8)
7.12. К воздушным съёмка м относятся: аэрофотосъемочные, поисково-съемочные и аэросъемочные полеты.
Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ГКИНП-17—002-93
4.1. Разрешения на производство площадных и маршрутных аэрофотосъемочных работ для картографических или других специальных целей, а также специальных видов площадных и маршрутных аэросъемок, выполняемых с помощью телевизионной, инфракрасной, микроволновой, радиолокационной и другой аппаратуры (далее по тексту – аэросъемочные работы), выдаются Центральным картографо – геодезическим фондом (ЦКГФ) Федеральной службы геодезии и картографии России по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Рекомендации по отнесению работ к геодезической и картографической деятельности при организации работ по лицензированию (утв. приказом Минтранса РФ от 06 мая 2008 г. №74)
1. При организации лицензирования геодезической деятельности рекомендуется к геодезическим работам отнести следующие виды работ:
…
12) геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при:
инженерных изысканиях;
строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;…
Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации (утв. Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 20 января 1998 г. №22)
1.3. Требования настоящего Положения являются обязательными для авиационного персонала и работников аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации независимо от форм собственности, должностных лиц органов пограничного и таможенного контроля, всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного аэропорта или авиапредприятия.
…
3.3. Для достижения целей внутриобъектового режима:…
создаются стерильные зоны для прохода пассажиров, прошедших предполетный досмотр, к местам посадки в воздушные суда;
…
3.4. В контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) не допускается:…
использование без разрешения службы авиационной безопасности кинокамер, фото– и видеоаппаратуры;
производить съемку авиационной техники, специального оборудования, технической документации и объектов аэропорта (авиапредприятия) без соответствующего на то разрешения;
…
Глава 4. Порядок допуска пассажиров в контролируемую зону аэропорта и к местам посадки в воздушные суда.
4.1. Пассажиры, в том числе обслуживаемые в залах официальных лиц и делегаций, после регистрации и прохождения предполетного досмотра, а в международных аэропортах и других видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации, допускаются в стерильную зону аэропорта для ожидания посадки и прохода к трапу воздушного судна.
4.2. Залы официальных лиц и делегаций должны быть изолированы от остальных помещений аэропорта. Вход в них должен располагаться вне контролируемой зоны аэропорта, а выход на перрон контролироваться.
4.3. Контроль за перемещением пассажиров по стерильной зоне и посадкой их в воздушные суда осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок и сотрудниками службы авиационной безопасности аэропорта, а в международных аэропортах и представителями органов пограничного и таможенного контроля.
4.4. Не допускается выход пассажиров и членов экипажей воздушных судов на перрон, а также их посадка (высадка) в (из) воздушное судно международного сообщения без разрешения органов пограничного и таможенного контроля.
4.5. Пассажиры международных рейсов, следующие транзитом или трансфером через территорию Российской Федерации, размещаются в аэропорту в специально выделенном для них помещении.
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР (утв. приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 г. №19) (утратили силу)
4.2.6. Бинокли, радиоприемники, радиопередатчики, фото– и киноаппаратура принимаются к перевозке только упакованными в чемоданы, ящики и т. п. Пассажиру не разрешается иметь при себе эти предметы и пользоваться ими во время нахождения на борту воздушного судна. В порядке исключения разрешается иметь при себе кинофотоаппаратуру без права пользования ею во время полета фотокорреспондентам центральных и республиканских газет, журналов, радио и телевидения, ТАСС и АПН, следующим в служебную командировку.
22. Запрещена ли фотосъёмка с борта самолета и в аэропортах?[/B]
[B]Статья[/B] 11.17 КоАП устанавливает ответственность за «нарушение правил фотографирования, видео– и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна». [B]Статья[/B] 75 Воздушного кодекса говорит о том, что «использование фото– и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». О самих этих правилах, утвержденных именно Правительством, ничего не известно. Есть основания полагать, что их просто нет, а значит, нарушить их невозможно.
Сейчас эта деятельность регулируется разделом VII (п. п. 7.12—7.20) Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (т. н. «ФАП-128»). Они были утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. №128 и действуют с декабря 2009 г. То, что описано в них, не имеет ничего общего с любительской фотосъемкой из окна самолета. Обычная съёмка не является «дистанционным зондированием земли», под данным понятием традиционно понимается аэро– и спутниковая фотосъёмка земной поверхности с помощью специальной аппаратуры.
До недавнего времени законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» была установлена необходимость получения лицензии на картографическую деятельность, к которой традиционно относилась и аэрофотосъёмка . По смыслу закона и рекомендаций, принятых Министерством транспорта[35 - В связи с принятием нового закона «О лицензировании…» данные рекомендации фактически утратили силу, но формально не отменены.], лицензированию подлежала только съёмка при инженерных изысканиях, строительстве и межевании земель.
Однако, прежний закон «О лицензировании…» был отменен после вступления в 2011 году в силу нового закона с таким же названием. Согласно новому закону, лицензированию подлежит только картографические работы федерального назначения, «результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение». Постановлением Правительства[36 - Постановление Правительства РФ от 07 декабря 2011 г. №1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)».] установлен список таких работ, в который аэрофотосъёмка не включена. В любом случае, простая художественная съёмка с воздуха, не предназначенная для сбора картографических данных к лицензируемым видам деятельности относиться не может.
Порядок осуществления аэрофотосъемки для целей геодезии и картографии также регулируется Инструкцией о порядке осуществления государственного геодезического надзора, которая устанавливает необходимость получения разрешения на производство аэрофотосъемки.
В существующих Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» запрета на фотосъемку не содержится, более того – ими прямо разрешено провозить при себе фотоаппараты и видеокамеры (п. 135 Правил).
До того, как они были приняты, действовали «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР», в которых (п. 4.2.6) было требование перевозки съемочной аппаратуры в упакованном виде и запрет на пользование ею в полете. Сейчас они утратили силу.
Существуют ограничения на пользование электронными приборами при взлете и посадке, связанные с безопасностью. Дополнительные запреты на съемку, установленные авиакомпанией для пассажиров, нарушают статью 16 ЗоЗПП, о которой уже говорилось выше.
Меры по обеспечению безопасности в аэропортах регулируются положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также принятыми на его основе Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам». Правила обязательны лишь для лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропортов. На пассажиров они не распространяются и распространяться не могут, поскольку утверждены не Правительством, как того требует ЗоЗПП.
Законно ограничения на съемку установлены данными правилами (пп. «б» п. 16) только в так называемой «контролируемой зоне аэропорта», к которой относятся «рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется». Посетители и лица, не работающие в аэропорту пропускаются в такую зону только по пропускам.
Кроме того, запрет на использование съемочной техники в контролируемой зоне содержится в п. 3.4 «Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации». Однако, пунктом 1.3 этого же Положения его действие распространяется только на лиц, работающих в аэропортах. Та зона, куда допускаются пассажиры для посадки в самолет, называется «стерильной», и запрета на съемку в ней Положение не содержит.
Конвенцией о международной гражданской авиации (ст. 36) присоединившимся к ней государствам дано право запрещать фотографирование с самолетов, пролетающих над их территорией.
Конвенция о международной гражданской авиации
[B]Статья[/B] 36. Фотоаппаратура.
Каждое Договаривающееся Государство может запрещать или регламентировать использование над его территорией фотоаппаратуры на борту воздушных судов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
[B]Статья[/B] 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте
4. Нарушение правил фотографирования, видео– и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.…
Воздушный кодекс Российской Федерации
[B]Статья[/B] 75. Использование фото– и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна
Использование фото– и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (утратил силу)
[B]Статья[/B] 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
…
42) геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
43) картографическая деятельность, за исключением картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;…
Федеральный закон от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
[B]Статья[/B] 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
…
42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);…
Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 г. №142)
12. Члены экипажа воздушного судна для выполнения полетного задания или иных служебных обязанностей допускаются в рабочую площадь аэропорта, прилегающую к ней территорию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (далее – контролируемая зона аэропорта) по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, после прохождения процедуры предполетного досмотра.
…
15. Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора (ов) допуска.
16. В контролируемой зоне аэропорта не допускается:
…
б) использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото– и видеоаппаратуры;…
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. Приказом Коллегии Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. №82)
135. Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж:
дамская сумочка или портфель;
папка для бумаг;
зонтик;
трость;
букет цветов;
верхняя одежда;
печатные издания для чтения в полете;
детское питание для ребенка во время полета;
телефон сотовой связи;
фотоаппарат;
видеокамера;
портативный компьютер;
костюм в портпледе;
детская люлька при перевозке ребенка;
костыли, носилки или кресло-коляска при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью.
Вещи, указанные в настоящем пункте, не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками.
Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2009 г. №12 8)
7.12. К воздушным съёмка м относятся: аэрофотосъемочные, поисково-съемочные и аэросъемочные полеты.
Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ГКИНП-17—002-93
4.1. Разрешения на производство площадных и маршрутных аэрофотосъемочных работ для картографических или других специальных целей, а также специальных видов площадных и маршрутных аэросъемок, выполняемых с помощью телевизионной, инфракрасной, микроволновой, радиолокационной и другой аппаратуры (далее по тексту – аэросъемочные работы), выдаются Центральным картографо – геодезическим фондом (ЦКГФ) Федеральной службы геодезии и картографии России по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Рекомендации по отнесению работ к геодезической и картографической деятельности при организации работ по лицензированию (утв. приказом Минтранса РФ от 06 мая 2008 г. №74)
1. При организации лицензирования геодезической деятельности рекомендуется к геодезическим работам отнести следующие виды работ:
…
12) геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при:
инженерных изысканиях;
строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;…
Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации (утв. Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 20 января 1998 г. №22)
1.3. Требования настоящего Положения являются обязательными для авиационного персонала и работников аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации независимо от форм собственности, должностных лиц органов пограничного и таможенного контроля, всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного аэропорта или авиапредприятия.
…
3.3. Для достижения целей внутриобъектового режима:…
создаются стерильные зоны для прохода пассажиров, прошедших предполетный досмотр, к местам посадки в воздушные суда;
…
3.4. В контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) не допускается:…
использование без разрешения службы авиационной безопасности кинокамер, фото– и видеоаппаратуры;
производить съемку авиационной техники, специального оборудования, технической документации и объектов аэропорта (авиапредприятия) без соответствующего на то разрешения;
…
Глава 4. Порядок допуска пассажиров в контролируемую зону аэропорта и к местам посадки в воздушные суда.
4.1. Пассажиры, в том числе обслуживаемые в залах официальных лиц и делегаций, после регистрации и прохождения предполетного досмотра, а в международных аэропортах и других видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации, допускаются в стерильную зону аэропорта для ожидания посадки и прохода к трапу воздушного судна.
4.2. Залы официальных лиц и делегаций должны быть изолированы от остальных помещений аэропорта. Вход в них должен располагаться вне контролируемой зоны аэропорта, а выход на перрон контролироваться.
4.3. Контроль за перемещением пассажиров по стерильной зоне и посадкой их в воздушные суда осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок и сотрудниками службы авиационной безопасности аэропорта, а в международных аэропортах и представителями органов пограничного и таможенного контроля.
4.4. Не допускается выход пассажиров и членов экипажей воздушных судов на перрон, а также их посадка (высадка) в (из) воздушное судно международного сообщения без разрешения органов пограничного и таможенного контроля.
4.5. Пассажиры международных рейсов, следующие транзитом или трансфером через территорию Российской Федерации, размещаются в аэропорту в специально выделенном для них помещении.
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР (утв. приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 г. №19) (утратили силу)
4.2.6. Бинокли, радиоприемники, радиопередатчики, фото– и киноаппаратура принимаются к перевозке только упакованными в чемоданы, ящики и т. п. Пассажиру не разрешается иметь при себе эти предметы и пользоваться ими во время нахождения на борту воздушного судна. В порядке исключения разрешается иметь при себе кинофотоаппаратуру без права пользования ею во время полета фотокорреспондентам центральных и республиканских газет, журналов, радио и телевидения, ТАСС и АПН, следующим в служебную командировку.