Личный кабинет

Кино – коммуникатор, способный говорить на всех языках разом. Это универсальный переводчик, проводник.

09.08.2017 19:00

Есть мнение. Значит будут прения?

" Была в моем детстве такая чудная книга – «Энциклопедия юного зрителя». Чудное, толстое, безвредное издание. Обо всем по чуть-чуть: что такое ракурс, вертиго, свет, озвучка, монтаж. Кто такие Годар, Чаплин, Китон. Русский, китайский, французский кинематограф. Жанры, история, первые кинозалы. Самые крупные кинозалы мира. Мировые кинофестивали. Фотографии режиссеров, актеров, продюсеров. Мне нравилось ее листать. В какой-то момент я вслепую цитировала словарные статьи в ответ на номер страницы. Вы понимаете, что это не сделало меня актером, сценаристом и режиссером, даже кинокритиком меня это не сделало. Знаете, что еще? Знание того, что я не артист, не режиссер, не сценарист, не кинокритик, не мешало мне любить и смотреть кино. Но знаю, что однозначно мешает.
Пора усвоить очень простую истину: кино не блюдо в ресторане, которое вы тщательно или случайно выбрали. Даже если вы честно оплатили, брали в этом ресторане карбонара раньше (и все было нормально!), а повар действительно чихать на вас хотел, – это не про кино. Смело идите в… ресторан со своими ожиданиями и советами, как именно и что готовить.

Любой материальный продукт художественного творчества и сознательной деятельности человека – процесс двусторонний. Художник предполагает – предполагает и зритель. Задача профессионала – выполнить свою работу. За нее предполагается оплата (не имеющая отношения к теме нашего разговора, но имеющая место). Зритель же извлекает зримую или умозрительную выгоду. Кино (книга, картина, экспозиция) предполагает работу мозга. Смотреть, чтобы видеть, чувствовать, анализировать себя и мир вокруг. А не работу, которую мы в обыденной жизни не выполняем.

Ограничим мой парафразис заявлением: если мы не освободим восприятие от привычки оценивать увиденное и видеть за собственными «экспертными» вердиктами полноценный продукт мышления, кино умрет как жанр искусства. Каким бы прекрасным ни был фильм, если его зритель пришел в кино «пообедать» и обсудить качество обеда в присутствии свидетелей по ощущениям собственного желудка, любой гений бессилен.

Объяснимся? Почему это здоровый, половозрелый, адекватный человек, честно оплативший или (я только за) скачавший (интернет тоже стоит денег) фильм, потративший на просмотр время и (надеюсь) затративший на это свой мозг, не имеет права здраво покритиковать работу артиста, сценариста и режиссера?! Потому что все имеет свои цели и задачи. Экспертное мнение является процедурой получения оценки проблемы (качества) на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора, развития).

Поймите, чтение интернета ответственности не исключает. Экспертным является квалифицированное, компетентное суждение специалиста. Даже если вы посмотрели сто фильмов, двести семьдесят сериалов, это не делает ваше мнение экспертным, но зачастую делает его обидным. Почему? Да потому, что никто из вас не жаждет, чтобы ваши действия обсуждали соседи. «Не учите меня жить» – двухстороннее явление. Вы же не даете советы стоматологу в минуту, когда он проводит шинирование восьмерки? Даже если знаете, уже прочли и посмотрели, что такое «шинирование» и «восьмерка». Можно даже пожаловаться на врача, можно его обругать, можно не заплатить, послать – ничего из вышеперечисленного не сделает вас стоматологом и не вылечит ваши зубы. Вот и просмотр, да и чтение кинофорумов, не делает нас экспертами в области кино.

Зато уверенность в обратном сильно разжижает мозги. Зачем мыслить, чувствовать, искать, если можно сравнить и оценить. Вы чувствуете разницу в процессах? Так появляется знаменитое «много ожидал», «ничего не увидел». Даже в ресторане каждый руководствуется разным: кто-то голодом, кто-то ведется на картинку, кто-то скупится платить, кто-то поленился прочесть. Какое отношение это все имеет к пицце?

Представьте, что вы ничего не ожидали. Мир не ждет от вас мнения. Оно, не напечатанное на форуме, осталось внутри. Никто не говорит, что любое кино должно нравиться всем и вся. Что нужно аплодировать всему, что сделано не мной. Сапогам, стоматологам, пекарям, похмельным поварам и пригоревшей пицце. Кино – не пицца. В том-то и секрет. Мы разные, все разное. Лишь это спасительно. Неважно: понравилось или не понравилось. Важно почему. Потому что это отвечает на вопрос о ТЕБЕ. Только о тебе. Ты не любишь потных мужчин, у тебя болит голова, тебя раздражает, когда актер плачет крупным планом и теребит белоснежный платок. Когда говорят «шииииит» сто раз за пять минут или «фак» в значении «ФАК! ФАК! ФАК!». Когда целуются мужчины или героиню трахают на кухне, прямо среди капусты, ботвы и многочисленных пакетов, рядом с горячим чайником и протухшей сметаной. Что у них там спален нет? Вот наснимают такого дерьма, а муж потом верит, что это все, о чем ты мечтала пятнадцать лет!

Мы привыкли смотреть кино часами, сериями, тоннами. Мы перестали его осмыслять. Просто некогда. В этом забеге мы забыли, что кино начинает там, где ты задерживаешь дыхание, забываешь, что окружающий мир существует. Когда дышать так больно, когда внутри что-то присвистывает, хрипит и подло проворачивает. С хрустом. Щелчок – и ты прикрываешь глаза. Или наоборот, совсем по-другому. Когда внутри разливается неожиданное тепло, ты становишься вдруг легче, стройнее, моложе. Ржешь, как конь… Так и слышишь, как мама окликает: «Не ржи, как лошадь! Соседей распугаешь!» Ключевое – внутри. Кино начинается внутри тебя. Это последний, завершающий штрих очень сложного процесса. Чтобы все сложилось, ничто не должно мешать! А если ты уже видел «лучшие вещи в этом жанре»? Как можно что-то разглядеть и услышать, если ты ВСЕ уже знаешь?

Все нравиться не может. Не страшно. Если ты понимаешь, что тебе не нравится, ты немало знаешь о себе. Ты много знаешь о себе. Такое богатство. И да, ты больше не заказываешь эти карбонара. Я не воспринимаю жанр хоррора. Это не имеет никакого отношения к данной культуре – только ко мне. Восприимчивая, экзальтированная, я от чтения комментариев на кинопоиске физически болею. Где мне здраво оценить эстетику ужаса? Но я хорошо помню, что единственное, чего следует бояться, – это самого страха. Потому просто НЕ СМОТРЮ хоррор. Или смотрю при включенном свете, в компании близких друзей, способных меня отвлечь, с исследовательскими целями, если того требует тяга к познанию. Встречая элементы жанра в иных работах, отмечаю и забываю. Они не ДОЛЖНЫ влиять на мое восприятие. Если это случается, то я знаю почему.

Спасибо другу за напоминание о великой Тильде Суинтон. Лучше, чем она, не скажешь, потому что в этом все: «Кино – это последнее прибежище ясных, но бессловесных идей, необдуманных действий, глубокого экзистенциального опыта. В темноте, в непрерывном мерцании изображения в проекторе все это преображается и изливается на экран... Так автор делится с нами плодами своей фантазии, так он выпускает на свет свое бессознательное. Эта вера вне политики. Вне религии. Вне времени». Расскажите мне, как можно оценивать, сравнивать, взвешивать и наклеивать ярлычки на веру? Расскажите о том, что она дана, чтобы оценивать, сравнивать и взвешивать других? Расскажите мне о том, что вера – это не поиск себя?"

Пишу потому, что наболело. Вовсе не потому, что считаю других глупее себя. Не потому, что желаю, чтобы люди перестали высказывать свое мнение на кинофорумах. Потому, что хочу, чтобы они высказывали свое мнение. Свое – то есть прогнанное через призму восприятия, свое – это о себе. Я хочу читать о людях, видеть людей, удивляться им. Восхищаться ими. Так здорово, что Петя увидел такую аллюзию! Меня два года мучило, почему я больше не общаюсь с ним… а тут поняла. Он везде видит Красного Джона, верит, что один сверхманьяк способен исправить мир… шучу! Но в целом это так!

Главное, я хочу читать мнения. Так хочется разделить с кем-то прекрасный фильм. Это не значит, что мы оба должны быть в восторге от узких джинсов Теннанта или седых баков Олдмана, из трех часов фильма вынести только, что Хабенский похудел… Мир – огромный, его невозможно увидеть одному. Сразу и весь. Его можно увидеть только всем миром. Ты и я. Я и тысячи, миллионы других. Кино – коммуникатор, способный говорить на всех языках разом. Это универсальный переводчик, проводник.

Давайте не будем его засорять заблуждением, что оно нам что-то должно. Пока мы относимся к артистам, сценаристам, монтажерам, режиссерам света (звука), гримерам, костюмерам, продюсерам, готовым картинам как к еде… мы «едим» свой мозг! Мы себя лишаем кино. Лишаем дара удивляться и познавать. Так и становятся едой. Еде еда видится повсюду.



Источник

Возврат к списку


КОММЕНТАРИИ


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
 
Кинотранспорт в аренду